Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» разработана для обучения учащихся 5 - 9 классов с задержкой психического развития (далее ЗПР)
Аннотация к программе «Родная литература (русская)» (Вариант 7.1.)
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» разработана для обучения учащихся 5 - 9 классов с задержкой психического развития (далее ЗПР) МБОУ «СОШ № 45» в соответствии с
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года ( в действующей редакции);
- АООП ООО (Вариант 7.1.) «СОШ № 45» (в действующей редакции).
На изучение предмета учебным планом отводится 0,25/0,5 часа в неделю в каждом классе, соответственно 8,5/17 часов в год.
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
-воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе какхранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменнойречи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Объект изучения в учебном процессе - литературное произведение в его жанровородовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Программа направлена на реализацию содержания учебного предмета, коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно- развивающий аспект урока предусматривает работу по преодолению затруднений в усвоении содержания учебного предмета, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),нарушениями в организации деятельностии/или поведения.
Содержание программы соответствует ФГОС.
Успешность реализации программы во многом зависит от созданных условий на уроке, используемых учителем методов и приемов, способов организации деятельности.
Основные вариативные приемы обучения.
- Повтор инструкции.
- Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
- Речевой образец или начало фразы.
- Демонстрация действий.
- Подбор по аналогии, по противопоставлению.
- Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
- Совместные или имитационные действия.
Основные требования к организации деятельности на уроке.
- Важны внешние мотивирующие подкрепления.
- Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно.
- Создание ситуации успеха на занятии.
- Благоприятный климат на уроке.
- Опора на эмоциональное восприятие.
- Введение физминуток через 15-20 минут.
- Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
- Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
- Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
- Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью.остоянное управление вниманием.
- При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются следующие условия:
- Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
- Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.
- Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
- Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.
|