Образовательная программа по учебному предмету «География» основного общего образования разработана для учащихся 5-9 классов с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР)
Аннотация к программе «География» (Вариант 5.1.)
Образовательная программа по учебному предмету «География» основного общего образования разработана для учащихся 5-9 классов с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года с изменениями на 31 декабря 2015 года (Приказ от 31 декабря 2015 года №1577);
- АООП ООО (Вариант 5.1.) МБОУ «СОШ № 45» г. Кургана (в действующей редакции)
- УМК «География. 5-9 классы» под ред. Дронова М.: «Дрофа», 2013г.
С учетом методических рекомендациий по организации изучения географии родного края в 5-9 классах в условиях реализации ФГОС А.В. Шатных г. Курган 2014 г.
Программа направлена на реализацию содержания учебного предмета, коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Коррекционно- развивающий аспект урока предусматривает работу по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма, социальную адаптацию учащихся.
Содержание программы соответствует ФГОС.
Основные особенности организации учебной деятельности:
- использовать приемы и методы, соответствующие возможностям учащихся с ТНР и их особенностям;
- применять коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций;
- использовать зрительные опорные материалы (картины, схемы, таблицы);
- опираться на работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.;
- не выполнять упражнения, в которых текст написан с ошибками (надлежащими исправлению);
- предупреждать переутомление, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (примерно через 10 минут);
- сокращать объем заданий (в том числе контрольных), предлагать адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями;
- создавать ситуацию успеха (дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах).
Новизна новых учебных программ курса «География» заключается в отражении идеи интеграции географических знаний, пространственно-временных взаимосвязей и взаимодействий в целостной системе « человек – природа - общество» от локального до глобального уровней познания. Предполагается смена парадигмы получения образования – от звеньев, к системно-деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам».
Учащиеся включаются в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Отличие данной программы от примерной заключается в том, что для изучения включены темы из курса «Географическое краеведение» по 5 часов с 6-9 класс.
Таким образом, в программу включены 75 дидактических единицы (Г/К, ПД, УИД) являющиеся частью программы, формируемой участниками образовательного процесса (образовательных отношений) и придающие программе значительную новизну.
Практические работы могут оцениваться как у учащихся всего класса, так и выборочно (в зависимости от темы и цели работы).
Программа определяет темы для изучения, их порядок, количество часов на изучение той или иной темы, количество и форму уроков контроля, темы ПД и УИД. В случае крайней необходимости учитель может внести коррективы (кроме перечня изучаемых тем) в программу (изменить тему ПД или УИД, последовательность изучения тем, количество часов на изучение темы, конкретизировать форму контроля). Данные изменения должны быть отражены в календарно-тематическом планировании.
В программе используются следующие условные сокращения:
КР - контрольная работа
ПД – проектная деятельность
|
УИД – учебно-исследовательская деятельность
ГК – географическое краеведение
|
|