Аннотация к рабочей программе элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для обучающихся 10-11 классов (ФГОС) (углубленный уровень)
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» составлена на основе
- ООП СОО МБОУ «СОШ № 45» (ФГОС) (Приказ № 56 от 26.08.2020 г) (в действующей редакции);
- авторской программы С.И.Львовой (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык.- Москва: Дрофа, 2000)
Место курса в учебном плане. Учебный план МБОУ «СОШ № 45» отводит на изучение курса 68 часов (по 34 часа в каждом классе / 68 часов в 11 классе).
Данный курс особенно актуален для выпускников средней школы, так как позволяет повысить грамотность, развивает культуру письма, готовит к письменному экзамену по литературе и русскому языку. С помощью данной программы возможна ликвидация пробелов по орфографии и пунктуации. Основная цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности учащихся, в развитии культуры письма. Исходя из этого, предлагается рассматривать привычные проблемы с точки зрения общих задач овладения родным языком в разных его формах, в том числе и письменной.
Программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Кроме этого, свободное владение орфографией и пунктуацией родного языка предполагает умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции. В связи с этим главными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к смысловой стороне анализируемого явления, с тем, чтобы безошибочно применить то или иное правило, не искажая смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность разгадать тайну рождения слова.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами.
Для достижения основных целей курса используются наиболее эффективные приемы, помогающие реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим); орфографический анализ структурно-семантических схем слова, развивающий языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения; комплексный анализ образцов текстов разных видов и типов; создание оригинальных текстов.
Данный курс имеет ярко выраженную практическую направленность, поэтому ведущими формами занятий являются практикумы и лабораторные работы.
Система оценивания курса: Курс может быть оценен положительно, если ученик:
- посетил не мене 50% занятий, предусмотренных программой курса;
- выполнил итоговое тестирование (не менее 50% объема работы).
Оценивание достижений учащихся по окончанию каждого года обучения проводится в системе «зачтено, не зачтено».
Реализация содержания программы курса возможна с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Применение ДОТ предусматривает коррекцию КТП и должно обеспечивать выполнение всех требований, предусмотренных ФГОС.
|