Буллинг - травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному
субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в
физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении.
Буллинг может быть прямым или скрытым. Скрытый буллинг (игнорирование,
бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных
слухов и т.п.) более характерен для девочек.
Буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или
психологическое насилие.
Выявление буллинга:
- в школе
Первичные признаки
- Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в
оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему,
требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.
- Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере.
- Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно
защитить.
- Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее
беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет).
- Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их,
рвут, портят.
- У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины или рваная одежда, которые не
объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным
падением, кошкой и т.п.)
Вторичные признаки:
- Ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из компании сверстников
во время перемен, обеда. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в классе.
- В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним
в одной команде.
- Ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время
школьных перемен.
- Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит впечатление
тревожного и неуверенного в себе.
- Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.
- У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.
- Не дают списать, не подсказывают, не спрашивает тему урока, домашнее задание.
- дома
Первичные признаки:
- Возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или
тетрадями.
- У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины или рваная одежда, которые не
объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным
падением, кошкой и т.п.).
Вторичные признаки:
- Никогда не приводит домой (после школы) одноклассников или других сверстников
или очень редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они
играют/проводят время.
- Нет ни одного друга, с которым можно провести время (играть, сходить в кино
или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.)
- Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет
никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не
захочет прийти).
- Боится или не хочет идти в школу, по утрам перед школой плохой аппетит, частые
головные боли, боли в животе.
- Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.
- Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет.
- Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость.
- Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые
перемены настроения, раздражительность, вспышки.
- Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования
«агрессоров»).
Наличие агрессивных (часто дерущихся, постоянно задевающих и
оскорбляющих других детей, импульсивных) детей должно настораживать взрослых в
отношении возможности существования буллинга.
Буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен.
Дети-агрессоры чаще других детей попадают в криминальные истории, формируют
искажённое представление о разрешении конфликтов и социальном взаимодействии.
Дети, непосредственно не участвующие в травле, переживают много негативных
эмоций: страха быть на месте жертвы, бессилия, негативного отношения к школе.
Для учителей самыми частыми последствиями буллинга являются большее
количество негативных эмоций в общении с детьми, проблемы с дисциплиной в
классе, снижение статуса среди учеников, чувство собственной несостоятельности и
бессилия, риск административных взысканий, когда ситуация выходит из-под
контроля и травля приводит к физическим повреждениям, суицидальному поведению,
конфликтам с родителями.
Недоброжелательная обстановка, разобщенность между детьми, снижение мотивации
к учебе, недоверие к взрослым – это основные последствия травли для детского
коллектива.
Переживание буллинга в детском и подростковом возрасте чрезвычайно
травматично и кроме актуальных последствий оказывает значительное влияние на
дальнейшую жизнь человека. Прежде всего, влияет на формирование самооценки,
коммуникативные возможности, мотивацию к развитию и достижениям.
Актуальные последствия:
- Аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень
тревоги, многочисленные страхи, злость (большое количество негативных эмоций).
- Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита головные боли, боли в животе,
нарушения работы ж.к.т., неожиданные повышения температуры и т.д.
- Когнитивные нарушения: неустойчивость внимания, трудности сосредоточения,
нарушения концентрации памяти и т.п.
- Нарушение школьной адаптации: пропуски уроков, снижение успеваемости и
мотивации к учебе.
- Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение и
т.п.
- Суицидальные мысли и попытки.
К другим наиболее часто общим последствиям буллинга относятся снижение
самооценки, нарушение доверия к окружающему миру.
За дополнительной консультацией обращаться по адресу:
г. Курган, проспект Конституции, 68, корпус 1а, тел. 44-98-50, 44-98-54
Сайт: www.centr45.ru
|