Уважаемые родители! Через несколько месяцев ваш малыш станет первоклассником.
Готовность к школьному обучению определяется уровнем речевого развития ребенка. Речь обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, так как с помощью речи появляется вербальное, понятийное мышление.
Речь позволяет совершенствовать умственные операции обобщения, отвлечения, абстрагирования. Само слово становится орудием мышления. Слово включается в познавательную деятельность: в процессы памяти, мышления. Например, мы лучше запоминаем то, что проговариваем и понимаем. Познание мира происходит на основе значения слова и понятия.
Так как речь и мышление неразрывно связаны между собой, речевой готовности ребенка родителям нужно уделить особое внимание.
Многие родители считают: «Мой ребенок все звуки произносит правильно, значит с речевой готовностью все в порядке». Не спешите с выводами.
Выделяют пять критериев речевой готовности. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи – это первый критерий речевой готовности к школе.
Если у ребенка наблюдаются дефекты произношения, обратитесь к учителю-логопеду. В одних случаях преодоление дефектов звукопроизношения длится 2-3 месяца, в других-6-9 месяцев, с обязательной помощью со стороны родителей, выполняющих с ребенком домашние задания учителя- логопеда. Звуки речи тре-буют длительной автоматизации.
2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать звуки родного языка.
Покажите ребенку картинки и задайте вопросы:
-Одинаково ли звучат слова? Какими звуками различаются?
Ребенок с развитым фонематическим слухом задание выполнит правильно.
3. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы элементарные формы звукового анализа. Будущий первоклассник выделяет первый гласный (ударный) и согласный звук в слове, последний гласный и согласный звук, определяет место звука в слове (начало, конец, середина слова)
4. Соответствующий возрасту лексико-грамматический строй речи.
В 6,5-7 лет ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основ-ных признаках; знать дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. В этом возрасте ребенок умеет различать правую и левую руки, может рассказать, что находится слева, справа от него.
В 6,5-7 лет в словаре ребенка присутствуют обобщающие слова: времена го-да, овощи, фрукты, насекомые, перелетные птицы, зимующие, домашние, грибы, ягоды, домашние животные и их детеныши, одежда по сезонам, обувь, головные уборы, мебель, посуда, транспорт, профессии, инструменты, рыбы, деревья, цветы, игрушки, школьные принадлежности.
Ребенок может объяснить, какие предметы входят в каждую из перечисленных групп.
Подбирает слова близкие по значению: храбрый - смелый, противоположные по значению: полезный - вредный.
Образует качественные (если днем жара, то день -жаркий, а если мороз….), относительные (шляпа из соломы - соломенная, кисель из клюквы-……..), притяжательные (у собаки лапа собачья, а у льва-…….)прилагательные.
Образует существительные в уменьшительной форме (стол-столик, дерево- деревце).
К 7 годам ребенок овладел системой словоизменения, т.е. умеет изменять слова по числам, падежам.
Возрастные аграмматизмы, например «окны», «стулы», «лобы», а не окна, стулья, лбы, вполне оправданы в 4 года. Однако сохранение их в речи семилетнего ре-бенка должно у родителей вызывать тревогу.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи у ребенка родители часто не заме-чают. Однако именно эти нарушения повлияют в 3-4 классах на усвоение школьной программы. Усвоение орфографии не может быть успешным без прочного фундамента – речевого развития учащихся. Ситуации проверки орфограмм требуют от учащихся постоянного анализа и синтеза, решения сложных мыслительных задач с применением всего комплекса языковых знаний и умений по фонетике, лексике, грамматике.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи у ребенка приводит к непониманию школьной терминологии, текстов, условий задач.
5. Связная речь. Под связной речью принято понимать развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений.
В 6,5-7 лет дети способны пересказывать сказки, составлять рассказы по серии картинок. Не у всех детей, поступающих в первый класс, дела со связной речью обстоят благоприятно. Если попросить ребенка составить рассказ по серии картинок, то результат для родителей может быть неожиданным. Некоторые ребятиш-ки не понимают, что значит «составить рассказ по картинкам» и перечисляют изображенные на картинках предметы и явления.
Итак, мы перечислили пять основных критериев речевой готовности детей к школе.
Если у первоклассника наблюдается недоразвитие фонематических процессов, нерезко выраженное отставание в развитии лексико-грамматического строя и связной речи, учитель-логопед школьного логопункта зачисляет учащихся на логопедические занятия. Таким образом, учитель- логопед проводит профилактику школьной неуспеваемости.
Телефоны «горячей линии» по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах. 8 (3522) 25-46-12
8 (3522) 64-02-87
e-mail: gia@hde.kurganobl.ru См. подробнее...