[МБОУ г.Кургана "Средняя общеобразовательная школа №4...] |
Вход на сайт |
Меню сайта |
Главная » Учительская » Куликовских А.Ю. » Копилка учителя |
2016.03.16, 19:26:10 | |
Статья подготовлена в рамках темы самообразования "Совершенствование информационно образовательной среды школы", ее теоретических основ. Сегодня главная цель информатизации образования состоит в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества [15]. Таким образом, мы должны подготовить выпускника, который может грамотно работать с информацией. Для этого в образовательных учреждениях необходимо совершенствование информационно образовательной среды. ![]() В Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы) [13], одной из целей было - создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, говорится о том что, «основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда…". Необходимо теперь определиться, что называть информационно-образовательной средой. Она в разных источниках определяется как совокупность, например, "информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников" [11] или "системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса" [6]. И как система, например, Захаров И.Г. в своей диссертации определяет ИОС как "открытую систему, объединяющую интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы" [5], а Назаров С.А. в статье «Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза» называет информационно образовательной средой «педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков» [10]. Определяют ИОС и как «социально-психологическую реальность, в которой созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие познавательную деятельность и доступ к информационным образовательным ресурсам на основе современных информационных технологий» [8]. В контексте открытого образования ИОС выступает как «единое информационно-образовательное пространство, объединяющее информацию, как на традиционных носителях, так и электронных; компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия; дидактические средства» [1]. В работах, посвященных изучению информационно образовательной среды, она определяется как «многокомпонентный комплекс образовательных ресурсов и технологий, обеспечивающих информатизацию и автоматизацию образовательной деятельности учебного заведения» [2]. Но чаще в ее определении встречается понятие среда: «программно-телекоммуникационная среда обеспечивающая едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому числу учебных заведений, независимое от их профессиональной специализации и уровня образования» [7]; «информационно-коммуникационная предметная среда, обеспечивающая компьютерную поддержку процесса обучения» [9]; «культурно-образовательная среда, где главным носителем образовательной информации является электронный ресурс» [4]. Встречается и такое определение информационно-образовательной среды: «определенным образом связанные между собой образовательные учреждения, которые находятся в условиях информационного обмена, организуемого специальными программными средствами» [3]. И просто как «средство управления процессом информатизации в образовании» [9]. Так что такое ИОС ? Система, пространство или какая-то особая среда. Попробуем выстроить генезис ее формирования. Предпосылки возникновения современной информационной образовательной среды рассмотрим в рамках теории информационных революций А.И. Ракитова [12]. Под информационной революцией понимается изменения инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. А.И. Ракитов выделяет пять информационных революций. Содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка. Вторая информационная революция была связана с изобретением письменности, а сущность третьей информационной революции состоит в изобретении книгопечатания. Третья информационная революция отличалась от своих предшественниц тем, что сделала любую информацию, и особенно научные знания, продукцией массового потребления. Четвертая информационная революция состояла в применении электрической аппаратуры и основанных на электричестве аппаратов и приборов для скоростного и предельно массового распространения всех видов информации и знаний. Пятая, последняя, революция включает в себя следующие характеристики: создание сверхскоростных вычислительных устройств - компьютеров ( в т.ч. персональных) ; создание, постоянное наполнение и расширение гигантских автоматизированных баз данных и знаний; создание и быстрый рост трансконтинентальных коммуникационных сетей. ( См. Таблица 1. «Развитие образовательной среды») Таблица 1. «Развитие образовательной среды» ![]() Одним из основных направлений Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы для решения стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования является внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий [14].
Таким образом, среда, основанная на использовании компьютерной техники, интегрированная в сферу образования, создает информационную образовательную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность. Схематично можно представить так. ИС включает в себя образовательную среду. Т.е. по сути, в ОС выделяют часть компонентов из ИС. Следовательно в ИОС мы можем выделить компоненты, которые принадлежат и ИС и ОС. Мы берем информационное обеспечение из ИС, объекты и процессы из ОС (см рис 1. Информационно-образовательная среда). Итак, информационно-образовательная среда общеобразовательной школы – это взаимосвязанное информационное обеспечение обучающихся, педагогов, родителей, администрации и общественности, реализованное едиными технологическими средствами в образовательном процессе школы. Список источников
| |
Всего комментариев: 0 | |