Статья опубликована в научно-практическом журнале Главного управления образования Курганской области Педагогическое Зауралье №1 2014 г.
Литература, преображая действительность, воссоздает ее как новую,
художественную, основывающуюся на собственных законах. Постижение этих законов и
есть важное условие понимания литературных произведений.
Литература родного края заставляет задуматься юного читателя над коренными
вопросами бытия. Она каждый раз по-новому ставит эти вопросы, убеждает в
непреложности вечных ценностей. В современных условиях, когда воспитание
осуществляется школой только в процессе обучения, особый вес приобретает
нравственное содержание художественной литературы, а значит, и данного курса.
Культурологический аспект определяется содержащимися в художе-ственных
произведениях историческими и географическими сведениями, не менее точными,
конкретными и ощутимыми, нежели в курсах истории и гео-графии. Люди разных эпох
и культур приходят к современному читателю, заставляют жить их чувствами и
мыслями, заботами и тревогами, вызывают любовь или ненависть. Литература родного
края расширяет представление о жизни предков и современников, включает читателя
в широкое историческое пространство, делает гражданином своего Отечества,
гражданином мира, историческим человеком.
Литературу родного края необходимо изучать неотрывно от литературы классической,
что позволит ученикам не только увидеть мастерство зауральских писателей и
поэтов, но и прочувствовать авторскую позицию по проблемам, поставленным в
произведениях, а также заметить многообразие тематики, удивиться красоте родной
природы.
Читательские умения формируются на всем протяжении школьного курса литературы,
поэтому в основу изучения литературы родного края следует положить постоянное их
развитие, а программу целиком следует обратить к ученику, к совершенствованию
его личности, его нравственных качеств. Поэтому составление данной программы вызвано стремлением помочь ученикам лучше
узнать творчество писателей-земляков, сориентироваться в
литературно-художественном богатстве, которое создается непосредственно в их
родном крае и нередко на материале самой жизни, творцами и героями которой они
являются.
Приступая к изучению произведений, следует выяснить наиболее характерные черты
миропонимания художника, его писательской манеры. Поэтому постоянно
рассматриваются вопросы об особенностях творчества каждого писателя. В центре
внимания с самого начала обучения оказываются понятия: автор, действительность,
художественный текст и читатель.
Работу следует начинать с 5 класса. Учащиеся охотно собирают загадки, считалки,
сказки. Они с увлечением обнаруживают, что с детства обладают огромным запасом
знаний местного фольклора.
Интересными получаются уроки по творчеству Л.И. Куликова, М.С. Керченко.
Произведения Л.И. Куликова многие дети считали народными, поэтому с особым
интересом разбирают знакомые с детства строчки. Названия сказок Куликова и имена
их героев можно зашифровать в кроссворд. Ребята сами увлеченно составляют ребусы
и загадки, а также решают те, которые предлагает учитель.
Произведения М.С. Керченко довольно объемны, поэтому при их изучении можно
поделить класс на группы, каждая из которых работает с определенным рассказом.
Соревнования, а также игровая форма работы дают оптимальный результат. Дети
слышат знакомые названия мест, и это способствует не только контекстуальному
изучению произведений, но и активизации аналитической работы учащихся.
В 6 классе особое внимание уделяется изучению творчества В.Ф. Пота-нина. Для
изучения предлагаются два рассказа: «Когда прошли дожди» и «Приезд к матери».
Разговор о людях, влюбленных в свою землю, помнящих свои корни, можно продолжить
прочтением рассказов «Легкая» и «Русская печка», отмечая общность тематики этих
произведений, их идейного смысла.
Решением методического совета школы произведения В.К. Кюхельбекера (6 класс), А.
Розена и Н.И. Лорера (9 класс) перенесены в программу 8 класса, когда наиболее
удачно можно провести параллели между историей и литературой, изучая движение
декабристов. Разнообразные по форме проведения уроки по этой тематике вызывают
неподдельный интерес у учащихся, гордость за причастность к истории родного
края, к истории государства.
В содержание программы вошло творчество зауральских писателей: В.Ф. Потанина, А.
Сурина, В.Н. Ступиной, Е. Прокопьева, Л. Тумановой, С.А. Васильева, А.М.
Виноградова, Г.П. Устюжанина, А.К. Югова и многих других, в произведениях
которых наиболее ярко представлены проблемы общества и человека.
Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как
с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией
литературы, она направлена на совместную деятельность ученика и учителя, работу
ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
Предлагаемый курс представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству
современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации
последних десятилетий.
Новизна программы заключается в увеличении количества изучаемых авторов и
произведений: Н. Покидышев. Лирика. «Прощальный венок», «Скрипка Чукая»; Е.
Прокопьев. «Медаль для Ю-юньки»; М. Керченко «Чудак». Лирика; Л. Семерикова
«Варвара Петровна». Возросло количество изучаемых произведений В.Ф. Потанина в
связи с разноплановостью творчества писателя.
Программа содержит ряд тематических разделов, каждый из которых посвящен
нескольким произведениям, изучаемым текстуально.
Особенностью текстов, включенных в программу, является то, что по своей жанровой
природе это, как правило, рассказы, повести и стихи. Такие произведения удобны
для текстуального анализа и позволяют сосредоточиться не только на осмыслении
содержания, но и на выявлении художественного своеобразия текста.
Важность изучения творчества поэтов и писателей-земляков состоит в том, что
позволяет школьникам увидеть, насколько богата наша земля талантами.
Изучение литературы родного края дает возможность прикоснуться к искусству. В
нашей школе прошли встречи с поэтами и писателями Зауралья. Наиболее запомнилась
встреча с Анатолием Суриным, который рассказывал о своем детстве, читал стихи,
отвечал на вопросы детей, а также встреча с В.Ф. Потаниным, рассказы которого
уже были прочитаны на уроках. Результатом такого общения стали лирические
вечера, а стихи А. Сурина были прочитаны ребятами со сцены Дворца детского
(юношеского) творчества.
Ценной находкой стоит считать рассказ Е. Прокопьева «Медаль для Ю-Юньки»,
основной целью которого является воспитание доброго отношения к одиноким
людям-калекам. Рассказ дал возможность пристальнее всмотреться в лица стариков,
уважительнее относиться к их старости. Учащиеся провели работу по сбору данных
об авторе произведения. Интерес вызвал и сам герой рассказа, который через 40
лет после войны получает свою награду. Ребята пытались установить имя главного
героя.
В 10 классе после изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» рас-сматривается
тема «отцов и детей» в творчестве зауральских писателей по-следнего десятилетия.
В качестве примера составления программы по литературе Зауралья предлагаем
фрагмент тематического планирования:
Литературное произведение | Часы | Теория литературы | Дополнительная литература | Литературное творчество |
Введение. Развитие литературы Зауралья | 2 | Традиции литературы, многожанровость | | |
Блок № 1 «На изломе истории» |
А.К. Югов «Страшный суд».Трагическая картина революционных событий | 3 | Национальная культура, главные и второстепенные герои, ключевой образ | Богомолов «Строки, опаленные Октябрем». А.К. Югов «Судьбы русского слова» | Сопоставление персонажей: большевика Кедрова и промышленника Шатрова |
В.И. Еловских «Спецпереселенцы» | 3 | Региональная речь. Социалистический реализм, прототип, повесть | М.А. Шолохов «Тихий дон». «Донские рассказы» | Написание очерка или рассказа о судьбе человека, испытавшего на себе бремя «раскулачивания» |
Блок № 2 «Остаться человеком в пламени войны» |
С. Васильев. Лирика. Поэма «Достоинство» | 2 | Героика, образ | П.Т. Топер «Ради жизни на земле» | |
Н. Покидышев. Лирика. «Прощальный венок», «Скрипка Чукая» | 2 | Поэма, малые жанры, повествование от третьего лица | Б. Екимов «Ночь исцеления» | Эссе «Простите нас!» |
Е. Прокопьев. «Медаль для Ю-юньки» | 2 | Художественная деталь | Платонов «Юшка» | Рецензия на рассказ |
Г.П. Устюжанин«Жестокий ветер афганец» | 2 | Публицистичность повести, стилистические особенности, повесть | С. Дышев «Да воздастся», О. Ермаков «Последний рассказ о войне», «Сапогами не вытоптать душу» | Сочинение-отзыв по повести «Жестокий ветер афганец» |
А. Каныкин «Мы ранены Афганистаном», В. Верстаков. «Нас в Герах не найдет», Г. Артамонов «Последняя граната» | 2 | Лирический герой, аллитерация, художественный образ, социальная окраска речи.Сюжетность лирики | М. Сормачев. Лирика | Литературный монтаж стихов воинов-афганцев «О, подвиг, полет бессмертный» |
В. Носов «Любите нас, пока мы живы» | 2 | Очерк, заметка, военная проза | В. Маканин «Кавказский пленный», А. Проханов «Чеченский блюз» | Презентация книг |
|