Ощущение и восприятие – база, на которой формируются все психические процессы. Все они тесно взаимосвязаны. Как для крепкого дома важен надёжный фундамент, так и для становления мышления, памяти, внимания, речи, воображения необходимо развитие ощущений и восприятия. Развитие – само слово мы можем определить как движение вверх, совершенствование. Успех в этом нелёгком деле напрямую зависит как от нашей активности, так и от активности ребёнка.
Развитие ощущения и восприятия у детей
1. Мешочек с предметами: в непрозрачный мешок положить различные по форме и текстуре предметы. Предлагать родителям на ощупь выбирать предмет и описывать, какой он. Остальные должны угадать, что это за предмет. Подготовительный этап к такой игре с ребёнком может быть таким: ребёнок называет предмет, который он нащупал. Вытаскиваем, рассматриваем, объясняем свойства этого предмета. Так поступаем с каждым предметом. Когда ребёнок начнет ориентироваться в названиях ощущений, можно играть в первоначальный вариант игры.
2. «Мешочек» со звуками.
А)Возьмите несколько предметов из разнообразного материала (дерево, стекло, металл и т.д.). Спрячьте предметы за ширмой. Взрослый постукивает палочкой из дерева по одному из предметов, а ребенок угадывает – какой материал издает этот удивительный звук. Усложняем задание – как только малыш определили материал предмета, предложите ему назвать еще предметы, изготовленные из него. Еще сложнее – назвать предметы или явления природы, которые издают звуки, подобные рукотворным изделиям. Например: звон стекла – звон капели.
Б) «Звуки природы». Предложите ребенку послушать запись шума ветра или голоса животных и рассказать о своих ощущениях. Если звук угадан, спросите у ребенка, где можно услышать такой звук.
3. «Мешочек» с запахами.
А) «Угадай по запаху» Возьмите различные объекты с ярко выраженными запахами – духи, кофе, апельсин, различные пряности и т.д. Завяжите ребенку глаза плотным платком. Поднесите один из ароматов к носику малыша и предложите угадать, что это за запах. Пусть опишет характер своих ощущений. Дальше разложите предметы на два подноса – по принципу «съедобное и несъедобное».
Б) Для развития обонятельного восприятия поиграйте с ребенком в следующую игру. Возьмите альбом, краски, кисточки, духи, разные эфирные масла. Дайте ребенку понюхать ароматы, пусть найдет один из самых любимых для себя. Предложите ребенку нарисовать этот запах, передавая его как в цвете, так и в форме.
4. Вкусный мешочек. Возьмите несколько фруктов и овощей. Нарежьте их небольшими кусочками и положите на тарелку. Предложите ребенку закрыть глаза. Положите один из кусков в рот малышу. Ребенок должен угадать по вкусу, что это такое. Усложнив задание, предложите ребенку назвать не только этот продукт, но и способ его обработки – вареный, соленый, сырой, жареный.
«Рот на замочке».
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
“Лимон”.
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
“Слон”.
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.
Упражнение на релаксацию
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан,
Просыпаться пора нам.
Исключите негативную оценку действий ребёнка. Создайте атмосферу сотрудничества, понимания, вдохновенного творчества.
Успехов Вам! |