[МБОУ г.Кургана "Средняя общеобразовательная школа №4...]

Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Меню сайта

Главная » Учительская » Харламова Е.В. » Родителям

Игры и упражнения для подготовки к школе
2015.12.28, 10:07:04
Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе направленные на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки. Игры подходят и для первоклассников.
Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе направленные на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки. Предлагаемые нами упражнения не требуют от родителей больших затрат времени и подготовки. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задания можно видоизменять, дополнять, начав заниматься, в большинстве случаев вы сами сможете придумывать аналогичные. Упражнения не следует выполнять по порядку, выбирайте сначала те, которые более интересны Вам и Вашему ребёнку. Если какое-то упражнение не пошло, не давите на ребёнка, найдите другое подобное, придумайте аналогичное сами, либо вернитесь к этому через какое-то время. Четвертый лишний. Можно выкладывать предметы, показывать картинки, для детей постарше – просто называть слова. Назвать, что не подходит к трём остальным словам. Почему? • Яблоко, груша, картофель, слива • Шапка, брюки, пальто, сапоги • Чашка, ваза, миска, ложка • Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка • Придумайте сами Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное). Простые вопросы: • Кто больше – кот или коза? • Днём светло, а ночью? • Небо голубое, а трава? • Яблоки, груши, сливы – что это? Шкаф, стол, диван? • Маленький кот – котёнок, маленькая собака…? • Почему у всех автомобилей тормоза? • Чем похожи молоток и топор? Кошка и мышка? • Чем различаются гвоздь и винт? Развиваем память. Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребёнок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно. • Дом, солнце, ворона, часы, карандаш • Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка • Песок, дерево, вазон, сахар, лопата, чемодан, ручка • Придумайте сами Научите ребёнка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш. Развитие общей координации и точности движений. а) игра с мячом «Съедобное – несъедобное» (съедобное ловим, несъедобное отталкиваем), а также любые другие игры и упражнения с мячом; б) игра «Зеркало»: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); передайте роль ведущего ребенку, пускай сам придумывает движения; в) игра в «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера. Знакомство. Предложите ребёнку рассказать о себе так, как бы он сделал это, представляясь незнакомому человеку. Игра «Пожалуйста». Ребёнок повторяет движения за взрослым, но выполнять должен только те, которые предлагаются после обращения «пожалуйста»: «пожалуйста, присядь». Чего не хватает? Перед ребёнком выкладываются картинки (или игрушки) – до 10 шт. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребёнок легко замечает исчезновение или перемещение 1-3 игрушек. «Да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь конфеты?», «Какого цвета снег?». Ребёнок должен отвечать, не говоря слов «да», «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок – уровень самоконтроля достаточно высок. Развиваем речь. Просите ребёнка пересказывать короткие рассказы, сказки, мультфильмы. Ребёнок будет учиться согласовывать слова, правильно строить предложения, соблюдать логику рассказа (начало, середина, конец). Развиваем фонематический слух: а) «назови лишнее слово». Несколько раз повторите какое-то слово, а потом вместо него скажите другое, похожее. Ребёнок должен услышать и назвать это другое слово: • Гора, гора, гора, нора, гора, гора, пора, гора • Голос, голос, колос, голос, голос, голос, волос • Коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса • Саша, Саша, Саша, Даша, Саша, каша, Саша Если ребёнок ошибается, произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание на звуковые различия. б) «назови звуки». Ребёнок должен назвать первый и последний звуки в словах: стол, кошка, автобус, улитка… Игра «Пантомима». Предложите ребёнку с помощью разнообразных поз, движений тела показать, как выглядят: добрый учитель; злой учитель; отличник; ученик, который плохо учится; не хочет идти в школу; старательно делает уроки; внимательный; невнимательный; боится отвечать; с удовольствием идёт в школу. Кого приятнее показывать? Предложите другие задания, не связанные со школой. Мои достоинства. На большом листке бумаги напишите вместе с ребёнком список его достоинств. Прочитайте это другим взрослым, пускай добавят ещё какие-то достоинства. Список положите на видном месте. Регулярно перечитывайте его и дополняйте. Лесенка. Нарисуйте лесенку из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребёнка (фигурку мальчика или девочки можно вырезать из бумаги). Попросите ребёнка представить, что на ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, на самой верхней - самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, на самой нижней ступеньке – самые плохие дети. На какую ступеньку ты поставишь себя? На какой хотел бы быть? На какую ступеньку тебя поставили бы мама, папа, бабушка…? Противоположные слова. Предложите ребёнку называть противоположные слова к тем, что вы будете произносить. Например, зима – лето, высокий – низкий, холодно – жарко, мокрый - сухой. Если у ребёнка получается, попробуйте называть более сложные слова, обозначающие чувства, качества, состояния (весёлый – грустный, жадный – щедрый, замерзающий - тающий). Наблюдательность. Предложите ребёнку внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет, а потом отвернуться и описать его. Так можно обращать внимание на прохожих, пассажиров в транспорте, вспоминать знакомых. Попросите вспомнить, что встречается по дороге в детский сад, магазин и т. д. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Сходство и различие. Предложите ребёнку сравнить (чем похожи и чем отличаются) между собой различные предметы и понятия. Для дошкольника это должны быть хорошо знакомые предметы (можно использовать картинки, сами предметы): молоко и вода, машина и трамвай, яблоко и помидор… Развиваем моторику. 1. На листике в клеточку начните рисовать по линиям простой узор. Ребёнок должен закончить. 2. «Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом – дом (зайчик – морковка, и т. п.). Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек. 3. «Парашютисты». В верхней части листа рисуются несколько точек (парашютисты), внизу – небольшой круг (место их приземления). Надо точными движениями, прямыми линиями сверху вниз посадить своих парашютистов. 4. «Попади в точку». Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребёнка на 10-15 сантиметров от листа, а затем предлагает ребёнку попасть кончиком карандаша в точку. 5. Нанизываем бусы, застёгиваем и расстёгиваем пуговицы, кнопки, крючки. 6. Вырезаем из бумаги, делаем аппликации, лепим из пластилина, рисуем, выкладываем узоры из фасоли и круп. 7. Очень желательны книжки – раскраски, мелкие конструкторы, мозаика. 8. Лепка из глины и пластилина. Зоопарк на прогулке. Дети изображают любимых животных, имитируют их походку, поведение, характер. В какое животное хотели бы превратиться в волшебной стране? Три желания. Ребёнок рассказывает, что бы он пожелал, если бы поймал золотую рыбку (нашёл волшебную палочку). Почему именно это? Чувство ритма. Взрослый демонстрирует комбинацию из 5-7 хлопков, а ребёнок должен её повторить. Разрезные картинки. Возьмите любую картинку, открытку и разрежьте её на несколько частей (в зависимости от возможностей вашего ребёнка). Попросите собрать. Если ребёнок справляется, постепенно усложняйте задания, выбирая картинки с более сложным рисунком или разрезая их на большее количество частей. Установление связей. Ребёнок должен закончить предложение, которое вы начинаете. Он должен попытаться установить взаимно-обратную связь между величинами или размещением предметов в пространстве. - линейка длиннее карандаша, а карандаш … (короче, чем линейка) - лампа стоит на столе, а стол… (под лампой) - Дима выше Саши, а Саша… (ниже Димы) - арбуз больше яблока, а яблоко… (меньше арбуза) - кукла лежит ближе к тебе, а собачка… (дальше) - придумайте сами Я – вещь. Попросите ребёнка представить себя какой-либо вещью, почувствовать её характер. От имени этой вещи он рассказывает о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её заботах, привычках, о её прошлом и будущем. Можно это делать по очереди: мама представляет, что она скатерть, ребёнок – машинка; можно давать друг другу задания. УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Всего комментариев: 0
avatar

Полная версия сайта