Для расширения словарного запаса, функций называния существуют традици-онные детские игры, прекрасно развивающие эту сферу психической деятельно-сти: лото; «Я знаю пять...», в ходе которой ребенок одновременно с ударом по мя-чу называет имена, растения, предметы красного цвета, месяцы, животных и т.д. Вы делаете акцент на различных группах, классах различных предметов, явлений природы, названий городов и т.п.
Полезно по описанию попросить ребенка узнать тот или иной предмет (ситуацию, явление природы, еду и т.п.) назвать его, рассказать, какой он еще может быть и что с ним можно делать. Предложить ему закончить словосочетания и до-полнить их собственными эпитетами, например: «спелое, сладкое...»; «сладкий, желтый...»; «колючий, круглый...»; «колючая, зеленая...» и т.д.
В другом варианте: «Дерево, которое зимой зеленое, — ...», «Мяукает — ...», «Иней на деревьях —...». Или «Хитрый, как...», «Страшный, как...».
Предложите ребенку узнать по вашему описанию, а затем описать самому (чтобы вы угадали загаданное слово) какой-либо знакомый предмет или явление: подушка, лед, собака апельсин, град и т.д. — по следующей схеме:
- Какого он цвета, запаха, вкуса? Какого цвета и т.д. еще может быть?
- Какого он размера, формы? Каким еще может быть?
- Из какого материала сделан, каков он на ощупь? Каким еще может быть?
- На что похож? От чего отличается? Где встречается?
- Для чего его можно использовать?
- К какой группе относится (животные, мебель, планеты и т.д.)?
Сначала ребенок загадывает хорошо знакомые ему предметы, а затем — плохо знакомые. Научитесь вместе с ребенком четко выговаривать сложные слова и скороговорки!Докажите ему, что красиво говорить — это величайшее достоинство, не меньшее, чем столь драгоценные для него «наклейки».
Важно, чтобы он как можно больше слышал красивую, правильную речь. Можно и нужно использовать записи актеров, читающих художественные произведения.
Полезно работать с диктофоном — ведь таким образом ребенок начинает слушать и слышать себя, у него формируется то, что является самым ценным в самоосознании человека, — обратная связь (то самое «зеркало»). Прослушивания собственной речи прекрасно оптимизируют процессы обучения любо-му предмету: прослушивание собственного чтения с одновременным про-слеживанием в тексте, запись текста (диктант) под собственный голос с диктофона.
Очень полезно четкое проговаривание, повторение заученного стихотворения или любого учебного текста перед зеркалом с четкой артикуляцией произносимых слов. Предлагайте такие игры, которые вынуждали бы ребенка подбирать однозначно нужные слова. Не забывайте, что для расширения своих речевых возможностей у него есть три источника:
1) постоянное общение с вами, в котором вы выступаете в роли акына, говоруна, не умолкающего ни на минуту;
2) закрепление образа слова через комплекс разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и т.д.) и манипуляций с ним;
3) как это ни консервативно звучит — бесконечное приобщение к литературе.
Вы должны обсуждать с ним в жанре диалога все, что вы видите, гуляя на улице, смотря телевизор, готовя обед, отдыхая на море и т.д.
Прекрасной «зарядкой» для мозга является подбор аналогий, метафор, синонимов и антонимов и т.п. Понятно, что вначале такие занятия должны выполняться исключительно в наглядном плане. Мы же рас-смотрим более сложные варианты, но идеология от этого не меняется.
«Закончи предложение». Ребенку предлагается список незаконченных предложений.
Инструкция: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
- У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).
- У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).
- У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).
- У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).
В младшем возрасте это упражнение, естественно, следует выполнять, стоя перед конкретным деревом или картиной, разглядывая и щупая конкретное платье (кастрюлю, куклу, ананас).
«Классификация по зрительному образцу». Для данного упражнения можно использовать детское лото. Разложите картинки на столе и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к заданной. Например, к яблоку ребенок должен будет подобрать все картинки, на которых изображены фрукты (ягоды и овощи — в зависимости от задания). Затем, попросите ребенка назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой выбор, чем схожи и чем отличаются эти предметы.
Можно выбирать любые картинки с предметами по определенному, заданному общему признаку, например, По форме (цвету, фактуре, температуре, звучанию) или функциональному признаку.
«Разложи по группам». Ребенку предлагается некоторое количество предметных изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы: например, грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Ребенок должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.
«Найди сходство и различия». Ребенку для анализа предлагаются пары предметов (картинок, слов), в которых он должен отметить общее и разное.
Например: соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки— бинокль, девочка—мальчик и т.д.
«От частного к общему». Объясните ребенку следующее: есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, «фрукты». Этим словом можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.
Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих предметов, и они являются частными, конкретными. Например, «яблоки». Этим словом называются все яблоки (и большие, и маленькие, зеленые, красные и др.).
А теперь попросите ребенка подобрать общие понятия к частному. Можно в помощь ему сделать набор карточек с соответствующими изображениями. Понятно, что небесполезно придумать аналогичные упражнения, но из серии «От общего к частному».
«Чего больше» Ребенок должен ответить на вопрос и обосновать свой ответ: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?»
«Классификация предметов по обобщающему слову». По заданному обобщенному понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы, сделанные из железа, и т.д.) ребенок должен выбрать из общего набора картинок (реальных предметов) те, которые будут соответствовать заданному понятию.
«Лишнее слово». Прочитав слова (рассмотрев набор картинок), ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово — лишнее? Почему?»
Тарелка, чашка, стол, чайник.
Береза, осина, сосна, дуб.
Диван, стол, кресло, дерево.
Карандаш, мел, пенал, кукла.
Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
Круг, треугольник, трапеция, квадрат.
Запятая, точка, тире, союз.
«Исключи лишний признак». Ребенку предлагается выделить признак, который не подходит ко всем остальным, и назвать фактор, обобщающий оставшиеся слова.
Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.
Красный, синий, красивый, желтый, серый.
Деревянный, стеклянный, железный, ветхий, пластмассовый.
Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.
Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.
«Многозначность слов». Сыграйте в игру «Посмотри, как интересно!». На-звав любое слово (существительное, прилагательное, глагол), посоревнуйтесь, кто больше придумает ситуаций и предложений, в которых «участвует» это слово. Например: «летать» можно во сне, на самолете и на дельта-плане; как птица (орел и стриж) и как снег (лист); высоко, низко, стремительно и т.д.
Желаем вам приятного и полезного общения с ребенком!
|