Уважаемые родители! Каждый из вас желает, чтобы ребенок был успешным, счастливым. Часто родители сталкиваются с проблемами, о которых мало знают и поэтому не могут помочь своим детям. Спросите первоклассника: «Что труднее всего?». Ответ почти всегда одинаков: «Письмо».
Много объективных причин, которые ведут к трудностям обучения письму и не всегда зависят от старания ребенка. Предлагая ребенку помощь, нужно знать, отчего возникают трудности, какие виды помощи наиболее эффективны и как правильно организовать помощь.
Письмо - сложный навык и формируется совсем не просто. На начальном этапе обучения письму ребенок должен одновременно направлять внимание на разные виды деятельности: слушать, слышать и анализировать звук, удерживать его в памяти, соотносить фонему (звук) и графему (букву), которую надо написать. Он должен помнить графический образ этой буквы, знать и уметь выполнять правильную последовательность движений руки при написании буквы, соблюдать конфигурацию буквы, соотношение штрихов, ее величину. Ребенку необходимо удерживать в памяти последовательность звуков и букв при письме слова. Но это еще не письменная речь, а только владение техникой письма.
От чего зависит становление навыков письма?
Ведущим условием становления навыка письма является сформированная организация деятельности:
• способность концентрировать внимание и работать не отвлекаясь в течение определенного времени;
• способность принять и понять инструкцию.
• способность работать по плану, умение выработать алгоритм и соблюдать последовательность действий;
• умение оценивать результат работы (сравнивать задачу и итог) и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Необходимым компонентом, определяющим успешность формирования навыка письма, является речевое развитие ребенка.
Различают импрессивную (восприятие и понимание) и экспрессивную (воспроизведение) речь. И та и другая формы речевой деятельности тесно связаны между собой и играют свою роль при формировании навыка письма.
Развитие импрессивной речи определяет способность различать звуки речи, понимать слова, фразы.
К 6-7 годам при нормальном развитии речи механизмы фонетико-фонематического восприятия сформированы. Однако у значительной части детей встречаются нарушения речевого развития, в том числе и фонетико-фонематического восприятия. Это может быть связано с нарушениями слухового анализа и со способностью «перешифровывать» звуки речи в артикуляционные движения. А развитие импрессивной речи, в которой особое значение играет артикуляция, определяет способность правильного перевода фонемы в графему. Внимание и речь организуют и регулируют деятельность ребенка. На начальных этапах обучения письму ребенок часто вслух проговаривает самому себе : «Нужно сделать так, теперь направо….сюда….». Это помогает более четко использовать инструкцию и фактически организовать необходимую деятельность.
Успешность формирования навыка письма зависит от сформированности зрительно-пространственного восприятия. Расположение графических элементов на поверхности листа, пространственное расположение графического элемента (буквы), его пропорции, правые и левые части, верх и низ, соотношение штрихов -все, что может входить в понятие «зрительный образ буквы», связано со способностью ребенка к зрительному восприятию, различению и сохранению в памяти графических элементов.
Эффективность и качество обучения письму определяют:
• степень сформированности сложнокоординированных движений руки, кисти, пальцев;
• зрелость структур центральной двигательной нервной системы, обеспечивающих организацию и регуляцию двигательной деятельности.
Хотя письмо не может рассматриваться только как двигательное действие, во многом оно ( особенно элементарное, на начальных этапах обучения) представляет собой формирование двигательного навыка.
В 6-7 лет еще недостаточно сформированы мелкие мышцы пальцев, не закончено окостенение фаланг пальцев (которые при письме испытывают значительную нагрузку), еще несовершенны механизмы нервно-мышечной регуляции, низка выносливость статических нагрузок. Значит, для начального этапа обучения письму характерна нестабильность, неровность, нечеткость штрихов, сильное напряжение мышц руки, кисти, пальцев, трудность сохранения правильной позы. Каждое движение ребенком выполняется отдельно и требует разного количества времени, нет плавности и связности письменных движений.
К 9 годам все параметры письма изменяются: движения становятся более четкими, стабильными, менее напряженными, ребенок способен варьировать темп письма, скорость, количество движений, объединяемых в серии. Это свидетельствует о том, что моторная программа и произвольная регуляция этой деятельности уже сформированы.
Какие трудности могут возникнуть на начальных этапах обучения письму?
• Трудность запоминания зрительного образа буквы;
• ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо);
• «не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы (в-д), пишет лишние элементы: и-ш, л-м, или, наоборот, недописывает;
• сильный нажим, тремор, нестабильность графических форм;
• трудность написания под диктовку слогов, слов (пропуск, перестановка букв).
Разобраться в причинах возникших трудностей и найти правильные варианты помощи поможет учитель-логопед.
Могут ли научиться родители, правильно работать с детьми при трудностях обучения письму?
Конечно да, и главное условие- консультации со специалистами, наличие времени, терпение и вера в успех.
Неправильная тактика поведения взрослых
• Метод коррекции трудностей письма, о котором знают и используют родители « плохо пишет- больше писать ».
• Выражения типа «Это так просто, а ты не можешь научиться», «Неужели ты не можешь постараться».
• Мама , открывающая тетрадь с тяжелым вздохом, создает ситуацию, в которой ребенок чувствует себя беспомощным. Папа, отказывающий сыну во внимании, лишающий его какой-то совместной интересной работы из-за школьных неудач, обостряет чувство безысходности у ребенка.
Несколько советов родителям
• Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, подчеркивая удачи или неудачи.
• Похвалите ребенка за малейший успех.
• Не встречайте ребенка из школы вопросом: «Что ты сегодня получил?
• Не ограничивайте любимые занятия из-за неудач в школе.
• Не скрывайте от ребенка причину трудностей, объясните, почему что-то не получается и что нужно сделать, чтобы исправить положение, окажите поддержку.
Телефоны «горячей линии» по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах. 8 (3522) 25-46-12
8 (3522) 64-02-87
e-mail: gia@hde.kurganobl.ru См. подробнее...