Статья подготовлена в рамках темы самообразования "Совершенствование информационно образовательной среды школы", ее теоретических основ.
Сегодня главная цель информатизации образования состоит в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества [15]. Таким образом, мы должны подготовить выпускника, который может грамотно работать с информацией. Для этого в образовательных учреждениях необходимо совершенствование информационно образовательной среды.
В Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы) [13], одной из целей было - создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, говорится о том что, «основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда…".
Необходимо теперь определиться, что называть информационно-образовательной средой. Она в разных источниках определяется как совокупность, например, "информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников" [11] или "системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса" [6]. И как система, например, Захаров И.Г. в своей диссертации определяет ИОС как "открытую систему, объединяющую интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы" [5], а Назаров С.А. в статье «Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза» называет информационно образовательной средой «педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков» [10].
Определяют ИОС и как «социально-психологическую реальность, в которой созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие познавательную деятельность и доступ к информационным образовательным ресурсам на основе современных информационных технологий» [8].
В контексте открытого образования ИОС выступает как «единое информационно-образовательное пространство, объединяющее информацию, как на традиционных носителях, так и электронных; компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия; дидактические средства» [1].
В работах, посвященных изучению информационно образовательной среды, она определяется как «многокомпонентный комплекс образовательных ресурсов и технологий, обеспечивающих информатизацию и автоматизацию образовательной деятельности учебного заведения» [2]. Но чаще в ее определении встречается понятие среда: «программно-телекоммуникационная среда обеспечивающая едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому числу учебных заведений, независимое от их профессиональной специализации и уровня образования» [7]; «информационно-коммуникационная предметная среда, обеспечивающая компьютерную поддержку процесса обучения» [9]; «культурно-образовательная среда, где главным носителем образовательной информации является электронный ресурс» [4].
Встречается и такое определение информационно-образовательной среды: «определенным образом связанные между собой образовательные учреждения, которые находятся в условиях информационного обмена, организуемого специальными программными средствами» [3]. И просто как «средство управления процессом информатизации в образовании» [9].
Так что такое ИОС ? Система, пространство или какая-то особая среда. Попробуем выстроить генезис ее формирования. Предпосылки возникновения современной информационной образовательной среды рассмотрим в рамках теории информационных революций А.И. Ракитова [12]. Под информационной революцией понимается изменения инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. А.И. Ракитов выделяет пять информационных революций. Содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка. Вторая информационная революция была связана с изобретением письменности, а сущность третьей информационной революции состоит в изобретении книгопечатания. Третья информационная революция отличалась от своих предшественниц тем, что сделала любую информацию, и особенно научные знания, продукцией массового потребления. Четвертая информационная революция состояла в применении электрической аппаратуры и основанных на электричестве аппаратов и приборов для скоростного и предельно массового распространения всех видов информации и знаний. Пятая, последняя, революция включает в себя следующие характеристики: создание сверхскоростных вычислительных устройств - компьютеров ( в т.ч. персональных) ; создание, постоянное наполнение и расширение гигантских автоматизированных баз данных и знаний; создание и быстрый рост трансконтинентальных коммуникационных сетей. ( См. Таблица 1. «Развитие образовательной среды»)
Таблица 1. «Развитие образовательной среды»
Одним из основных направлений Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы для решения стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования является внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий [14].
Так как, поступивший социальный заказ связывает с информатизацией образования утверждение новой образовательной парадигмы информационного общества, можно сделать следующие выводы:
- процесс информатизации в средней школе состоит в изменении условий, необходимых для саморазвития обучающегося, что неразрывно связано с переходом образовательной среды в новое качество;
- результатом информатизации образовательной среды следует считать такое изменение состава и структуры этой среды, которое будет соответствовать требованиям информационного общества: обеспечит субъектам образовательного процесса социальную мобильность и способность адаптации к развивающейся внешней информационной среде.
Таким образом, среда, основанная на использовании компьютерной техники, интегрированная в сферу образования, создает информационную образовательную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность. Схематично можно представить так. ИС включает в себя образовательную среду. Т.е. по сути, в ОС выделяют часть компонентов из ИС. Следовательно в ИОС мы можем выделить компоненты, которые принадлежат и ИС и ОС. Мы берем информационное обеспечение из ИС, объекты и процессы из ОС (см рис 1. Информационно-образовательная среда).
Итак, информационно-образовательная среда общеобразовательной школы – это взаимосвязанное информационное обеспечение обучающихся, педагогов, родителей, администрации и общественности, реализованное едиными технологическими средствами в образовательном процессе школы.
Список источников
- Андреев А.А., Каплан С.Л. Основы открытого образования. В 2 т. Т.2: Российский государственный институт открытого образования / Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А., Скамницкий А.А., Солдаткин В.И.; отв. ред. В.И.Солдаткин. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 680 с.
- Ахметов Б.С., Бидайбеков Е.Ы. Информационная образовательная среда вуза: разработка, внедрение, перспективы [Электронный ресурс] / Б.С. Ахметов, Е.Ы. Бидайбеков – Электрон. дан. – Омск: 3-я Всероссийская научно-практическая конференция-выставка, 2006. Режим доступа: http://www.omsu.ru/conference/stat.php.
- Виды сред в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://courses.urc.ac.ru/eng/u7-9.html
- Гура В.В., Дикарев С.Б. Технологические аспекты педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: отчет РОЦ НИТ за 2002 год / – Электрон. дан. – Таганрог: Таганрогский государственный радиотехнический университет., 2006. Режим доступа: www.tsure.ru/rcnit/otchet/2002.pdf.
- Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореферат дис. … доктора пед. наук / Захарова И.Г. - Тюмень, 2003. – 46 с.
- Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: (на примере подгот. специалистов с высш. образованием): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ильченко О. А. – М.: Центр креатив. педагогики Моск. гос. технол. акад.2002. – 22 c. : ил.
- Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ [Электронный ресурс] / Концепции информационно-образовательной среды. – Электрон. дан. – Саратов, 2000. – Режим доступа: http://do.sgu.ru/conc.html.
- Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образования, № 4, 2003. С. 21 – 27.
- Курова Н.Н. Информационная среда образовательного учреждения как управленческий ресурс современного руководителя школы [Электронный ресурс] / Конференция «Информационные технологии в образовании. – Электрон. дан. – М., 2005. – Режим доступа: http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid= 5434&PHPSESSID= 00a0f682fb916586aca80c70e80f2ab0, свободный. – Загл. с экрана.
- Назаров С.А.. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза /научная мысль Кавказа. Спецвыпуск № 2, 2006. – С.69-71 / http://sergey-nazarov2005.narod.ru/publication/misl.htm /19.03.2009.
- Педагогика в современных информационно-образовательных средах / Электронный ресурс. http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/ education/ communications/ 5.1.html /19.03.2009.
- Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. М.: ИНИОН РАН, 1998. 104 с.
- Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». /Электронный ресурс. http://www.educom.ru/ru/projects/ programs/ development/.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы
- http://www.e-joe.ru/sod/98/2_98/st013.html
|