Система контроля и оценки деятельности обучающихся
2015.10.04, 04:17:44
Статья из сборника: Совершенствование системы оценивания достижений обучающихся: Материалы научно-практической конференции (22 декабря 2005 года) /Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2005. – 78 с.
Система контроля и оценки деятельности обучающихся 9-х классов на курсе по выбору "Технологии обработки информации"
В процессе преподавания курсов по выбору важное место занимает мотивация учебной деятельности обучающихся. Поэтому основной учителя задачей является научить обучающихся реальному оцениванию своей деятельности и своего роста. Этому в наибольшей степени соответствует рейтинговая система оценивания образовательных достижений обучающихся. Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.
При формировании рейтинговой системы крайне важно методически точно оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов, и установить рейтинг, соответствующий тому или иному уровню знаний. Эта процедура позволяет отойти от использования субъективно-экспертного оценивания знаний, умений, навыков обучаемых. Положительным моментом рейтинговой системы является то, что, дифференцированно оценивая ту или иную сторону деятельности обучающихся определенным числом баллов, мы можем оказать мотивационное влияние на необходимую сторону работы обучающихся.
В муниципальном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №45» в рамках предпрофильной подготовки ведется курс по выбору «Технологии обработки информации». Особенность данного курса заключается в том, что здесь наряду с общетеоретическими положениями технологии обработки информации формируются практические навыки работы с компьютером. Поэтому доминирующим видом деятельности обучающихся является практическая самостоятельная работа, требующая регулярных занятий в течение всего курса. В данных условиях трудно контролировать и направлять обучающихся при изучении материала, учитывая индивидуальные способности каждого. Рейтинговая система оценивания помогла решить данную задачу. Она позволила реализовать комбинированный подход к системе оценивания (критериально-, индивидуально- и нормативно-ориентированный).
Критериально-ориентированный подход прослеживается в том, что данная система позволяет оценить насколько обучающиеся достигли заданного уровня обучения, т.е. выполнили ли они заданное количество работы, предусмотренное программой. Весь материал разбит на уроки. Каждый урок включает необходимое число задач и необходимый теоретический материал по данной теме. Для координации самостоятельной работы обучающихся разработано специальное методическое пособие. Кроме того, для тех, кто быстрее справляется с заданным материалом, предусмотрена система дополнительных заданий, с помощью которых набирается дополнительное количество баллов.
Индивидуально-ориентированный подход реализуется тем, что у каждого обучающегося есть возможность проследить свой индивидуальный рост (объем усвоенного материала, качество полученных знаний и пр.) по количеству набранных баллов за каждый вид деятельности в отдельности и за каждое занятие в целом. В процессе работы обучающиеся выставляют набранные баллы в рейтинг-лист по заданным критериям. (См. табл. 1). Таблица 1. Рейтинговый лист обучающегося на курсе по выбору "ТОИ"
Так как курс «Технологии обработки информации» предназначен для того, чтобы приобщить учащихся к информационным методам обработки информации, то, естественно, метод контроля и оценки должен быть информационным. Для создания такой системы контроля и оценки были использованы прикладные программы из пакета MS Office Word и Excel. Данные этих листов заносятся в подготовленную электронную таблицу, автоматически обрабатываются и за считанные секунды обучающийся знает оценку своей деятельности и рейтинг в группе. Этим реализуется нормативно-ориентировачный подход системы оценивания, когда относительно совокупности обучающихся определяется уровень образовательных достижений каждого. (См. табл. 2) Таблица 2. Сводная накопительная таблица успеваемости обучающихся на курсе по выбору "ТОИ"
Предусмотрена домашняя работа, часть которой (творческая или исследовательская) проверяется учителем, а другая (контрольная) в виде теста. В данной системе разработана автоматическая обработка результатов тестов: тест выполняется на компьютере в подготовленном для этого документе Word; с помощью построенного макроса обрабатывается и результат автоматически заносится в рейтинг-лист. Это позволяет быстро получить оценку своей контрольной работы.
Для большей наглядности можно представить таблицу 2 в виде диаграммы. (См. рис. 1).
Рисунок 1. Рейтинг-диаграмма
По диаграмме можно пронаблюдать динамику успешности в целом группы и каждого в отдельности и сделать соответствующие выводы.
Несомненными преимуществами рейтинговой системы оценки является: оперативность, тотальность (проверяется каждое задание у каждого обучающегося), исключение субъективизма, что при традиционной системе оценивания является трудно решаемой задачей. Заполнение рейтинговых листов позволяет обучающимся наглядно оценить свои образовательные достижения относительно нормативов, достижений товарищей и своих прежних достижений. А учителю дает возможность наблюдать за работой каждого обучающегося и работой всей группы по отдельным видам деятельности, при этом существенно уменьшается время для обработки результатов контрольно-оценочной деятельности, избавляет учителя от рутинной бумажной работы.
Телефоны «горячей линии» по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах. 8 (3522) 25-46-12
8 (3522) 64-02-87
e-mail: gia@hde.kurganobl.ru См. подробнее...