Контрольно-оценочная деятельность на уроках информатики
2017.03.29, 23:50:41
Тезисы к выступлению на ГМО учителей информатики и ИКТ "КОД в рамках новых ФГОС" 14.03.2017
Независимо от того по какому стандарту мы обучаем учеников, задачи мы преследуем, практически, одинаковые:
– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Важными задачами контрольно-оценочной деятельности являются развитие у обучающихся умений самоконтроля и самооценки, дифференциация оценки по специальной шкале, мотивация учебной деятельности.
При решении возникающих проблем в обучении информатике, попробовали обратится к технологии оценивания ФГОС, оказалось, дети уже к ней готовы.
При выполнении проверочных работ, обучающихся пугало, что в работе большой объем заданий, и они нехотя брались за работу, предполагая, что им не хватит отведенного на выполнение времени. Тогда мы попробовали активизировать их работу оценкой за определенную часть заданий, потом и вовсе предложили им самим поставить себе отметку за проверочную или контрольную работу
Вот, например, при повторении тем «Измерение информации», «Перевод числа из одной системы счисления в другую» и «Программирование», предполагалась зачетная работа. Вопросы и задания разбили по блокам, каждый блок оценивается баллами. Отметка за вопросы и задания ставится по итогам трех блоков. Приведена таблица соответствия баллов и отметок. За зачет ставится две отметки – за теорию и практику. (см. Приложение 1.) (https://infourok.ru/zachetnaya-rabota-po-informatike-povtorenie-izmerenie-informacii-perevod-chisla-iz-odnoy-sistemi-schisleniya-v-druguyu-programmi-1220021.html , http://school45-kurgan.ucoz.ru/dir/kulikovskikh_a_ju/ucheniku/voprosy_k_zachetu_11_klass_povtorenie/9-1-0-387 )
Одним из трудных моментов в обучении старшеклассников является мотивация к учебной деятельности по информатике. Дети прагматичны и считают, обязательной подготовку только по предметам, которые определены для сдачи ГИА.
Одним из способов мотивировать учащихся является ознакомление их с образовательным стандартом выпускника средней общеобразовательной школы по информатике. На его основе формулируются критерии к оцениванию результатов учебной деятельности обучающихся. Т.е. они могут сами оценить уровень, на который они могут претендовать.
При подготовке к проверочным и контрольным работам, мы готовим вопросы по уровням успешности. Ученики сами определяют, что будут повторять дома, на какую отметку будут готовиться. (см. Приложение 2.) (http://school45-kurgan.ucoz.ru/dir/kulikovskikh_a_ju/ucheniku/informacija_predstavlenie_informacii_izmerenie_informacii/9-1-0-391 )
Учитывая личностные качества обучающихся, практические работы в 7-11 классе делим на уровни. Учащиеся, освоившие материал, справляются с простыми заданиями быстро и имеют возможность перейти к выполнению более сложных заданий. Это обеспечивает равномерную загрузку обучающихся с разной успешностью учебной деятельности и позволяет учителю больше времени уделит менее успешным. (См. Приложение 3.) (http://school45-kurgan.ucoz.ru/stuff/ikt/text_editors/sozdanie_mnogostranichnogo_dokumenta_v_word/31-1-0-29 ) (Например, для отметки «3» выполняем задания с 1-9, для «4» - с 1-31, для «5» - с 1 по 37). Тут такой момент, если задания для получения «4» не все выполнены или выполнены с ошибками, определяем с учеником индивидуально – если пробелы в знаниях существенны, то намечаем план по их устранению, но оставляем «3», сделал не точно, даем возможность исправить ошибки и при успешном исходе ставим «4». Обычно «4» получают дети, регулярно выполняющие домашние задания и не допускающие пропусков занятий. Задания на «5» могут выполнить дети, у которых творческий подход к ИТ. Т.е. имеют дополнительный опыт работы в прикладных средах.
В связи с переходом на ФГОС в 5-6 классах и необходимостью внедрения проектной деятельности появилась необходимость повышения компетентностей обучающихся по ИКТ. В нашей школе введен курс Прикладная информатика по 17 часов в 5 и 6 классах. Однако, современные дети очень рано знакомятся с компьютерной техникой и считают, что они все знают и все умеют. Хотя на самом деле, большая часть их умений сводится к играм и общению в социальных сетях. Первоначальная мотивация к урокам курса была относительно низкой. Пришлось применять метод образовательных траекторий.
Для этого проводится диагностическая контрольная работа, на которой определяется уровни компетентности обучающихся по конкретной теме. Обучающиеся выявляют, что они знают и чего еще не знают, на что необходимо обратить больше внимания и намечают пути к устранению пробелов в знаниях. Этим обеспечивается мотивация к изучению материала. После изучения проводится контрольная, которая позволяет определить на сколько повысилась компетентность обучающихся по данной теме и стимулирует к дальнейшей образовательной деятельности.
Так, например, по теме «Объекты графического интерфейса ОС Windows», выполняем тест онлайн (подготавливаем на сайте школы (http://school45-kurgan.ucoz.ru/tests/12-28-0 ) – ученики могут его пройти заранее дома) – они видят, что не на все вопросы могут ответить. Выполняем тот же тест после изучения материала – видим результат. Итоговой отметка будет, та, которую они получат, выполнив тот же тест в начале следующего урока. И так по всем «легким темам».
Телефоны «горячей линии» по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах. 8 (3522) 25-46-12
8 (3522) 64-02-87
e-mail: gia@hde.kurganobl.ru См. подробнее...