Среда
2024.07.03
10:28:17
Приветствую Вас Гость
RSS
 
  МБОУ г. Кургана Средняя общеобразовательная школа № 45 Официальный сайт  
  Главная » Учительская » Мобильная версия | Регистрация | Вход  
Категории раздела
Портфолио [3]
Копилка учителя [13]
Рабочие программы, КТП и другие полезные материалы для учителя
Звонок на урок [24]
Материалы, которые будут полезны и необходимы ученикам для успешного изучения информатики и других предметов
Переменка [7]
Околопредметные материалы, полезные всем
Работы учеников [3]
Проекты разработанные на уроках информатики, работы выполненные в рамках НОУ и т.п.
On-line консультация [7]
Задания, ссылки на полезные ресурсы и т.п. для подготовки к экзамену
Внеклассная работа [2]
Планы, программы и т.п. материалы внеклассной работы по предмету

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 686

Статистика

Онлайн всего: 53
Гостей: 53
Пользователей: 0

Главная » Учительская » Куликовских А.Ю. » Копилка учителя

Алгоритмизация и программирование
2015.05.10, 08:24:51
Программа элективного курса «Алгоритмизация и программирование», 34 часа, 10-11 класс

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Требования к результатам освоения курса
  3. Учебный план элективного курса
  4. Содержание учебного курса
  5. Учебно-тематический план элективного курса
  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
  7. Программные и технические средства

Пояснительная записка

Программирование является важной отраслью информатики. Именно программирование позволяет представить объекты реального мира в виде цифровых моделей для их последующего всестороннего изучения.

Программирование может быть одновременно и простым ремеслом, например, когда требуется создать бытовую прикладную программу. А может быть исследованием высокого уровня, когда необходимо смоделировать поведение сложно устроенных объектов.

В школьном курсе «Информатика и ИКТ» тема «Алгоритмизация и программирование» изучается на все ступенях обучения: Представление об алгоритме(5 кл) - 7 ч, Составление программ (6 кл) - 10 ч, Управление и алгоритмы (8-9 кл) – 10 ч, Программное управление работой компьютера (8-9 кл) – 16 ч. Этих часов не достаточно, чтоб создать до конца компьютерную модель, проходя все необходимые этапы. В заданиях ЕГЭ задачи по этой теме содержаться, как правило, в части C. в связи с этим был разработан и предложен обучающимся данный элективный курс.

Курс «Алгоритмизация и программирование» - элективный курс для учащихся 11 классов. Курс рассчитан на 34 учебных часа. Программа элективного курса включает углубленное изучение отдельных тем базового общеобразовательного курса, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки.

Элективный курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостность. Программа курса неразрывно сочетает теоретическую подготовку и освоение практических приёмов работы.

Курс направлен на удовлетворение образовательных потребностей тех учащихся, которые хотели бы более подробно ознакомиться с основами программирования, попробовать себя в реализации индивидуальных проектов. Практическое применение полученных результатов проектирования может заключаться в проведении урока-конференции, доклада на школьной конференции, использовании результатов проектирования на уроке, при проведении конкурса научно-исследовательских работ и др.

Программа курса строится на применении системы Pascal ABC, предназначенной для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на старших школьников. В основе этой системы лежит язык программирования высокого уровня Паскаль, который признан многими российскими преподавателями как один из лучших именно для начального обучения.

Система Pascal ABC основана на языке Delphi Pascal и призвана осуществить плавный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию.

Элективный курс обеспечивает завершение образовательной подготовки учащихся в области теоретической информатики и информационных технологий, а также углублённое изучение технологии и особенностей использования программных средств для решения различных задач.

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний: физике, химии, биологии и др., а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области компьютерного моделирования.

Для качественного обучения необходимо, чтобы учащиеся обладали базовыми знаниями по математике на уровне 9 класса и навыками работы в файловой системе ОС Windows. Также приветствуется умение учиться независимо от других, планировать и организовывать свою деятельность.

Цели и задачи изучения курса

    Основными целями курса являются:
  • понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;
  • углубить базовые знания теории алгоритмов;
  • освоить понятие алгоритма и особенности реализации алгоритмов в виде программ, написанных на языке программирования Pascal.
    Основными задачами курса являются:
  • познакомиться с понятиями «алгоритм», «язык программирования»;
  • научиться составлять и читать блок-схемы;
  • сформировать навыки выполнения технологической цепочки от записи алгоритмов на языке блок-схем, перевода этих алгоритмов на алгоритмический язык, до разработки программ средствами языка программирования Pascal;
  • изучить основные конструкции языка программирования Pascal;
  • научиться отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.

Требования к результатам освоения курса

    В рамках курса «Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
  • умеют составлять алгоритмы для решения задач из разных областей знаний;
  • умеют записывать составленные алгоритмы в разной форме;
  • умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Pascal;
  • владеют основными навыками программирования на языке Pascal;
  • умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Pascal.

В итоге изучения данного курса обучающиеся должны разработать и реализовать свой проект. Для оценивания результатов используется зачетная форма.

Проектная работа включает в себя этапы моделирования, реализации и практического применения. Работа получает отметку «зачтено» если количество баллов составит 7 и более.

Критерии оценки проекта
    Оформление визитки проекта
  • Название
  • Автор
  • Идея
  • Цель создания
  • Использованные основные приемы














Учебный план элективного курса

Учебный план ЭК АиП













Содержание учебного курса

Тема 1. Введение в систему программирования Паскаль АВС

Для чего создана система Паскаль АВС? Интерфейс программной среды. Первые шаги в программировании.

    Практикум
  • Запуск готовой программы
  • Разработка простой программы
    Учащиеся должны знать / понимать:
  • назначение и основные команды среды разработки;
  • общую структуру программы;
  • понятие переменной;
  • понятие константы;
  • оператор присваивания;
  • назначение и виды команд ввода-вывода;
  • понятие типа данных.
    Учащиеся должны уметь:
  • устанавливать среду программирования Borland / Turbo Pascal;
  • использовать интерфейс среды программирования;
  • использовать команды редактора;
  • определять тип числовых данных;
  • объявлять необходимые переменные;
  • объявить константу, использовать её значение в программе;
  • записывать арифметические выражения.
  • составлять и запускать программы;
  • организовывать ввод-вывод данных.

Тема 2. Введение в алгоритмику

Определение линейного алгоритма. Блок-схема линейного алгоритма. Определение алгоритмов ветвления. Блок-схемы алгоритмов ветвления. Полное и неполное ветвление. Определение циклических алгоритмов. Блок схемы циклических алгоритмов.

    Практикум
  • Разработка линейного алгоритма
  • Разработка алгоритмов ветвления
  • Разработка алгоритмов полного и неполного ветвления
  • Разработка циклических алгоритмов
      Учащиеся должны знать / понимать:
    • понятие алгоритма;
    • свойства алгоритма;
    • понятие исполнителя;
    • способы описания алгоритмов;
    • типы алгоритмов;
    • основные алгоритмические конструкции;
    • язык блок-схем.
      Учащиеся должны уметь:
    • составлять алгоритмы для исполнителя;
    • записывать алгоритм разными способами;
    • определять исполнителя алгоритма;
    • использовать при решении задач основные алгоритмические конструкции.

    Тема 3. Решение задач на линейные, циклические и алгоритмы ветвления с помощью системы Паскаль АВС

    Основные операторы языка Паскаль. Линейные алгоритмы на языке Паскаль. Операторы ветвления языка Паскаль. Организация циклов на языке Паскаль.

      Практикум
    • Разработка программ с линейным алгоритмом
    • Разработка программ с применением алгоритмов ветвления
    • Разработка программ с применением циклических алгоритмов в системе Паскаль АВС
      Учащиеся должны знать / понимать:
    • понятие простых типов данных, диапазон их значений и операции над ними;
    • понятие логического типа данных, логического выражения;
    • понятие и назначение условного оператора;
    • понятие и назначение составного оператора;
    • логические операторы OR, AND, NOT;
    • операторные скобки BEGIN…END.
    • понятие символьного типа;
    • назначение и возможности модуля CRT;
    • понятие кода клавиши, расширенного кода клавиши
    • понятие и назначение цикла;
    • цикл со счётчиком (параметром);
    • циклы с условием;
    • понятие генератора случайных чисел
      Учащиеся должны уметь:
    • использовать условный оператор при составлении программ;
    • осуществлять выбор типа условного оператора для оптималь-ного решения поставленной задачи;
    • составлять сложные логические выражения;
    • составлять тестовую таблицу, тестировать готовую программу.
    • использовать символьные переменные и константы;
    • принимать коды и расширенные коды клавиш: символьных и служебных.
    • использовать все виды циклов для повторения блока действий в программе;
    • определять оптимальный вид оператора цикла для решения поставленной задачи;
    • использовать генератор случайных чисел;

    Тема 4. Графический модуль Паскаль АВС. Графические примитивы. Графики функций

    Назначение графических операторов. Вызов графического модуля. Основные графические операторы. Стандартные цвета. Примеры использования графических операторов. Степенные функции. Тригонометрические функции.

      Практикум
    • Запуск программ с использованием графического модуля
    • Построение геометрических фигур
    • Построение шахматной доски
    • Создание координатной плоскости
    • Аргументы оператора setpixel
    • Построение графика линейной функции
    • Аргументы оператора power и trunk
    • Аргументы функций sin и cos
    • Организация совместного вывода графики и текста на экран
      Учащиеся должны знать / понимать:
    • понятие модуля;
    • назначение и возможности графического модуля.
      Учащиеся должны уметь:
    • подключить графический модуль;
    • инициализировать графический режим;
    • использовать графические примитивы.
      Примерные темы проектов
    1. Программирование психологических тестов
    2. Калькулятор

    Учебно-тематический план элективного курса

    Учебно-тематический план ЭК АиП Учебно-тематический план ЭК АиП











    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

      Программные и технические средства:
    • компьютеры.
    • операционные системы и служебные инструменты; обучающая система программирования Паскаль АВС.
      Список литературы для учителя:
    1. Медведев А.А. Язык программирования Паскаль, КГУ, 2010
Печатное издание: составитель Куликовских А.Ю. МБОУ "СОШ №45", Курган, 2013
Переходов: 0 | Добавил: Куликовских_Алёна | Рейтинг: 5.0/1 | Теги: алгоритмизация, программирование, элективный курс, программа
Похожие материалы:
Перейти в раздел: Копилка учителя
Всего комментариев: 0
avatar
Куликовских А.Ю.
Фото Куликовских А.Ю.

Наши контакты
Адрес: 640008, г.Курган, ул.Галкинская, 59А
Телефоны: (3522) 44-31-06, 44-09-66, 44-03-40
E-mail:
school45-kurgan@yandex.ru
Часы работы:
пн–пт: 08:00 – 17:00
Как проехать

ГИА-2021
ГИА
ГИА ЕГЭ ГВЭ


telefon-g-l
Телефоны «горячей линии»
по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах.
8 (3522) 25-46-12
8 (3522) 64-02-87
e-mail:
gia@hde.kurganobl.ru

См. подробнее...

ИО ресурсы

Детям и родителям

Горячая линия
Телефон «горячей линии» по противодействию коррупции: 42-65-51 Телефон «горячей линии» по незаконным сборам образовательных организаций: 64-02-81

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ Сухменская СОШ
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Год экологии Сайт Администрации г. Кургана вверх