Программа элективного курса «Алгоритмизация и программирование», 34 часа, 10-11 класс
Содержание
- Пояснительная записка
- Требования к результатам освоения курса
- Учебный план элективного курса
- Содержание учебного курса
- Учебно-тематический план элективного курса
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Программные и технические средства
Пояснительная записка
Программирование является важной отраслью информатики. Именно программирование позволяет представить объекты реального мира в виде цифровых моделей для их последующего всестороннего изучения.
Программирование может быть одновременно и простым ремеслом, например, когда требуется создать бытовую прикладную программу. А может быть исследованием высокого уровня, когда необходимо смоделировать поведение сложно устроенных объектов.
В школьном курсе «Информатика и ИКТ» тема «Алгоритмизация и программирование» изучается на все ступенях обучения: Представление об алгоритме(5 кл) - 7 ч, Составление программ (6 кл) - 10 ч, Управление и алгоритмы (8-9 кл) – 10 ч, Программное управление работой компьютера (8-9 кл) – 16 ч. Этих часов не достаточно, чтоб создать до конца компьютерную модель, проходя все необходимые этапы. В заданиях ЕГЭ задачи по этой теме содержаться, как правило, в части C. в связи с этим был разработан и предложен обучающимся данный элективный курс.
Курс «Алгоритмизация и программирование» - элективный курс для учащихся 11 классов. Курс рассчитан на 34 учебных часа. Программа элективного курса включает углубленное изучение отдельных тем базового общеобразовательного курса, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки.
Элективный курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостность. Программа курса неразрывно сочетает теоретическую подготовку и освоение практических приёмов работы.
Курс направлен на удовлетворение образовательных потребностей тех учащихся, которые хотели бы более подробно ознакомиться с основами программирования, попробовать себя в реализации индивидуальных проектов. Практическое применение полученных результатов проектирования может заключаться в проведении урока-конференции, доклада на школьной конференции, использовании результатов проектирования на уроке, при проведении конкурса научно-исследовательских работ и др.
Программа курса строится на применении системы Pascal ABC, предназначенной для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на старших школьников. В основе этой системы лежит язык программирования высокого уровня Паскаль, который признан многими российскими преподавателями как один из лучших именно для начального обучения.
Система Pascal ABC основана на языке Delphi Pascal и призвана осуществить плавный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию.
Элективный курс обеспечивает завершение образовательной подготовки учащихся в области теоретической информатики и информационных технологий, а также углублённое изучение технологии и особенностей использования программных средств для решения различных задач.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний: физике, химии, биологии и др., а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области компьютерного моделирования.
Для качественного обучения необходимо, чтобы учащиеся обладали базовыми знаниями по математике на уровне 9 класса и навыками работы в файловой системе ОС Windows. Также приветствуется умение учиться независимо от других, планировать и организовывать свою деятельность.
Цели и задачи изучения курса
Основными целями курса являются:
- понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;
- углубить базовые знания теории алгоритмов;
- освоить понятие алгоритма и особенности реализации алгоритмов в виде программ, написанных на языке программирования Pascal.
Основными задачами курса являются:
- познакомиться с понятиями «алгоритм», «язык программирования»;
- научиться составлять и читать блок-схемы;
- сформировать навыки выполнения технологической цепочки от записи алгоритмов на языке блок-схем, перевода этих алгоритмов на алгоритмический язык, до разработки программ средствами языка программирования Pascal;
- изучить основные конструкции языка программирования Pascal;
- научиться отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.
Требования к результатам освоения курса
В рамках курса «Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- умеют составлять алгоритмы для решения задач из разных областей знаний;
- умеют записывать составленные алгоритмы в разной форме;
- умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Pascal;
- владеют основными навыками программирования на языке Pascal;
- умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Pascal.
В итоге изучения данного курса обучающиеся должны разработать и реализовать свой проект. Для оценивания результатов используется зачетная форма.
Проектная работа включает в себя этапы моделирования, реализации и практического применения. Работа получает отметку «зачтено» если количество баллов составит 7 и более.
Оформление визитки проекта
- Название
- Автор
- Идея
- Цель создания
- Использованные основные приемы
Учебный план элективного курса
Содержание учебного курса
Тема 1. Введение в систему программирования Паскаль АВС
Для чего создана система Паскаль АВС?
Интерфейс программной среды.
Первые шаги в программировании.
Практикум
- Запуск готовой программы
- Разработка простой программы
Учащиеся должны знать / понимать:
- назначение и основные команды среды разработки;
- общую структуру программы;
- понятие переменной;
- понятие константы;
- оператор присваивания;
- назначение и виды команд ввода-вывода;
- понятие типа данных.
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать среду программирования Borland / Turbo Pascal;
- использовать интерфейс среды программирования;
- использовать команды редактора;
- определять тип числовых данных;
- объявлять необходимые переменные;
- объявить константу, использовать её значение в программе;
- записывать арифметические выражения.
- составлять и запускать программы;
- организовывать ввод-вывод данных.
Тема 2. Введение в алгоритмику
Определение линейного алгоритма. Блок-схема линейного алгоритма. Определение алгоритмов ветвления. Блок-схемы алгоритмов ветвления. Полное и неполное ветвление. Определение циклических алгоритмов. Блок схемы циклических алгоритмов.
Практикум
- Разработка линейного алгоритма
- Разработка алгоритмов ветвления
- Разработка алгоритмов полного и неполного ветвления
- Разработка циклических алгоритмов
Учащиеся должны знать / понимать:
- понятие алгоритма;
- свойства алгоритма;
- понятие исполнителя;
- способы описания алгоритмов;
- типы алгоритмов;
- основные алгоритмические конструкции;
- язык блок-схем.
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы для исполнителя;
- записывать алгоритм разными способами;
- определять исполнителя алгоритма;
- использовать при решении задач основные алгоритмические конструкции.
Тема 3. Решение задач на линейные, циклические и алгоритмы ветвления с помощью системы Паскаль АВС
Основные операторы языка Паскаль. Линейные алгоритмы на языке Паскаль. Операторы ветвления языка Паскаль. Организация циклов на языке Паскаль.
Практикум
- Разработка программ с линейным алгоритмом
- Разработка программ с применением алгоритмов ветвления
- Разработка программ с применением циклических алгоритмов в системе Паскаль АВС
Учащиеся должны знать / понимать:
- понятие простых типов данных, диапазон их значений и операции над ними;
- понятие логического типа данных, логического выражения;
- понятие и назначение условного оператора;
- понятие и назначение составного оператора;
- логические операторы OR, AND, NOT;
- операторные скобки BEGIN…END.
- понятие символьного типа;
- назначение и возможности модуля CRT;
- понятие кода клавиши, расширенного кода клавиши
- понятие и назначение цикла;
- цикл со счётчиком (параметром);
- циклы с условием;
- понятие генератора случайных чисел
Учащиеся должны уметь:
- использовать условный оператор при составлении программ;
- осуществлять выбор типа условного оператора для оптималь-ного решения поставленной задачи;
- составлять сложные логические выражения;
- составлять тестовую таблицу, тестировать готовую программу.
- использовать символьные переменные и константы;
- принимать коды и расширенные коды клавиш: символьных и служебных.
- использовать все виды циклов для повторения блока действий в программе;
- определять оптимальный вид оператора цикла для решения поставленной задачи;
- использовать генератор случайных чисел;
Тема 4. Графический модуль Паскаль АВС. Графические примитивы. Графики функций
Назначение графических операторов. Вызов графического модуля. Основные графические операторы. Стандартные цвета. Примеры использования графических операторов. Степенные функции. Тригонометрические функции.
Практикум
- Запуск программ с использованием графического модуля
- Построение геометрических фигур
- Построение шахматной доски
- Создание координатной плоскости
- Аргументы оператора setpixel
- Построение графика линейной функции
- Аргументы оператора power и trunk
- Аргументы функций sin и cos
- Организация совместного вывода графики и текста на экран
Учащиеся должны знать / понимать:
- понятие модуля;
- назначение и возможности графического модуля.
Учащиеся должны уметь:
- подключить графический модуль;
- инициализировать графический режим;
- использовать графические примитивы.
Примерные темы проектов
- Программирование психологических тестов
- Калькулятор
Учебно-тематический план элективного курса
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программные и технические средства:
- компьютеры.
- операционные системы и служебные инструменты; обучающая система программирования Паскаль АВС.
Список литературы для учителя:
- Медведев А.А. Язык программирования Паскаль, КГУ, 2010
|