Слушать и слышать. Как?
На занятиях я спрашиваю детей: «Как выдумаете, каким должен быть друг?» И очень часто получаю ответ: «Он должен уметь выслушать и поддержать». Не только для детей, но и для взрослых важно, чтобы их слушали и слышали. Если мы услышим, что хочет сказать собеседник, и поймем, зачем он говорит те или иные слова, то сможем правильно отреагировать и избежать конфликтной ситуации.
Техника активного слушания – приём, позволяющий оптимально выстроить общение с родителями, детьми, супругами, коллегами. Её применение заключается в словесном повторении сказанного собеседником и отражении его чувств в утвердительной форме. Эта техника и другие вопросы воспитания подробно описаны в книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» Вот таким примером Юлия Борисовна иллюстрирует применение техники активного слушания:
Сын. Он отнял мою машинку!
Мама. Ты огорчен и рассержен на него.
Сын. Больше я туда не пойду.
Отец. Больше не хочешь ходить в школу.
(В этой ситуации сын знает, что ходить в школу нужно. Цель его высказывания – донести до родителей своё отношение к школе. Значит, адекватной реакцией родителей будет принятие эмоций ребёнка, а не приведение очевидных доводов и чтение нотаций.)
Человек, испытывая негативные эмоции,, прежде всего хочет быть услышанным и понятым. В момент острого переживания состояния гнева, раздражения, обиды ему не нужны наставления, советы или нравоучения. Он делится своими чувствами. Конструктивный диалог получится в этот момент только в том случае, если вы дадите собеседнику необходимую реакцию: покажете, что поняли и приняли эмоции, которые он переживает. Реагирование согласно технике активного слушания позволяет достичь взаимопонимания в краткие сроки и сгладить яркие негативные переживания.
Для правильного применения данной техники необходимо придерживаться нескольких правил.
1. Установление зрительного контакта. Если вы разговариваете с ребёнком, необходимо опуститься на его уровень таким образом, чтобы вы имели возможность смотреть друг другу в глаза. Поза родителя является для ребёнка наиболее сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать.
2. Повтор услышанного от собеседника.
3. Делать паузы между фразами, давая возможность собеседнику самому принять свои чувства и разобраться в них.
4. Обозначение чувств ребёнка
5. Чувства – в утвердительной форме. Бывает, так и хочется задать вопрос: «ты расстроен?» Но ведь вы и так видите, в каком состоянии находится собеседник. Констатация факта окажет гораздо более ценное воздействие, показывая, что вы понимаете и принимаете чувства собеседника.
Приведу ещё несколько примеров:
Ребёнок: Как меня всё достало! Не хочу ничего делать!
Родитель: Ты не хочешь, ничем заниматься, ты устал, у тебя плохое настроение.
Мама: Как же мне надоело убирать за тобой разбросанные вещи!
Ребёнок: Ты хочешь, чтобы я сам убирал за собой. Ты рассержена.
Всё новое нам кажется чуждым. Попробовав однажды, мы видим результат. Систематически применяя навык, мы тренируемся и превращаем свою деятельность в искусство. Я желаю вам овладеть искусством общения со своими близкими и сделать ваши отношения радостными и гармоничными.
Успехов вам!
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребёнком. Как?" Где прочесть: http://www.litmir.co/br/?b=596
2. Овчарова Р. В. "Психология родительства". Где прочесть: http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_18694.pdf
Телефоны «горячей линии» по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах. 8 (3522) 25-46-12
8 (3522) 64-02-87
e-mail: gia@hde.kurganobl.ru См. подробнее...