Развитие ощущения и восприятия у детей младшего школьного возраста
2015.11.17, 13:10:53
Ощущение и восприятие – база, на которой формируются все психические процессы. Все они тесно взаимосвязаны. Как для крепкого дома важен надёжный фундамент, так и для становления мышления, памяти, внимания, речи, воображения необходимо развитие ощущений и восприятия. Развитие – само слово мы можем определить как движение вверх, совершенствование. Успех в этом нелёгком деле напрямую зависит как от нашей активности, так и от активности ребёнка.
Развитие ощущения и восприятия у детей
1. Мешочек с предметами: в непрозрачный мешок положить различные по форме и текстуре предметы. Предлагать родителям на ощупь выбирать предмет и описывать, какой он. Остальные должны угадать, что это за предмет. Подготовительный этап к такой игре с ребёнком может быть таким: ребёнок называет предмет, который он нащупал. Вытаскиваем, рассматриваем, объясняем свойства этого предмета. Так поступаем с каждым предметом. Когда ребёнок начнет ориентироваться в названиях ощущений, можно играть в первоначальный вариант игры.
2. «Мешочек» со звуками.
А)Возьмите несколько предметов из разнообразного материала (дерево, стекло, металл и т.д.). Спрячьте предметы за ширмой. Взрослый постукивает палочкой из дерева по одному из предметов, а ребенок угадывает – какой материал издает этот удивительный звук. Усложняем задание – как только малыш определили материал предмета, предложите ему назвать еще предметы, изготовленные из него. Еще сложнее – назвать предметы или явления природы, которые издают звуки, подобные рукотворным изделиям. Например: звон стекла – звон капели.
Б) «Звуки природы». Предложите ребенку послушать запись шума ветра или голоса животных и рассказать о своих ощущениях. Если звук угадан, спросите у ребенка, где можно услышать такой звук.
3. «Мешочек» с запахами.
А) «Угадай по запаху» Возьмите различные объекты с ярко выраженными запахами – духи, кофе, апельсин, различные пряности и т.д. Завяжите ребенку глаза плотным платком. Поднесите один из ароматов к носику малыша и предложите угадать, что это за запах. Пусть опишет характер своих ощущений. Дальше разложите предметы на два подноса – по принципу «съедобное и несъедобное».
Б) Для развития обонятельного восприятия поиграйте с ребенком в следующую игру. Возьмите альбом, краски, кисточки, духи, разные эфирные масла. Дайте ребенку понюхать ароматы, пусть найдет один из самых любимых для себя. Предложите ребенку нарисовать этот запах, передавая его как в цвете, так и в форме.
4. Вкусный мешочек. Возьмите несколько фруктов и овощей. Нарежьте их небольшими кусочками и положите на тарелку. Предложите ребенку закрыть глаза. Положите один из кусков в рот малышу. Ребенок должен угадать по вкусу, что это такое. Усложнив задание, предложите ребенку назвать не только этот продукт, но и способ его обработки – вареный, соленый, сырой, жареный.
«Рот на замочке».
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
“Лимон”.
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
“Слон”.
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.
Упражнение на релаксацию
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан,
Просыпаться пора нам.
Исключите негативную оценку действий ребёнка. Создайте атмосферу сотрудничества, понимания, вдохновенного творчества.
Успехов Вам!
Телефоны «горячей линии» по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах. 8 (3522) 25-46-12
8 (3522) 64-02-87
e-mail: gia@hde.kurganobl.ru См. подробнее...