Мне хотелось бы, чтобы вы сейчас на секунду задумались, и каждый для себя ответил на вопрос: из чего состоит ваша жизнь? Я уверена, школа займет в этом списке не последнее место. Уклад школьной жизни – это уклад жизни каждого из нас, это отражение наших личностей, нашей жизненной позиции.
В условиях современного общества, в погоне за материальными благами и достижениями, мы часто забываем, какая есть жизнь на самом деле. Мы замыкаемся в круге, который очертили для себя, и перестаём радоваться простым вещам, перестаём изучать непознанное в этой жизни, удивляться её чудесам. И на вопрос: кто ты? Отвечаем: учитель. Да, это наша профессия. А на самом деле, в сущности, кто? Мой ответ – Личность. Не ограниченная рамками профессии, а целостная, наполненная Личность.
В прошлом веке педагогика была ориентирована на общественный запрос. Основная цель обучения – адаптация в обществе, ассимиляция в нём. Каждый – часть системы. Сегодня подход меняется. Учитель становится не просто человеком, передающим знания, но наставником, исследователем, собеседником, - фасилитатором.
Слово «фасилитация» в английского facilitate означает облегчать, помогать, способствовать.
Педагогическая фасилитация в этом аспекте часто рассматривается как способ обучения, при котором наставник занимает позицию помощника (фасилитатора) и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы или осваивать какие-либо навыки.
Фасилитирующее обучение предполагает отношение к ученику как к личности, искреннее и доверительное отношения между педагогом и учащимся.
К фасилитирующим условиям обучения относят следующие:
• организация обучения как встречи учителя и учащихся, дающей опыт овладения культурой межличностного общения в содержательном общении и освоении способов познания;
• психолого-педагогический комфорт как необходимое основание для возникновения и развития доверительных отношений между учителем и учащимися;
• диалоговые формы обучения – фронтальное, групповое и парное обсуждение изучаемого материала;
• психолого-педагогическое сопровождение каждого обучаемого для достижения ситуации успеха, субъективно возможного для него в данное время;
• осуществление контрольно-оценочной функции обучения как диагностико-корректирующей, помогающей развитию самоконтроля, самооценки, выработке критического отношения к себе и результатам собственной учебной деятельности.
Фасилитация становится профессионально важным качеством личности педагога. К составляющим фасилитации относят: аттрактивность, толерантность и ассертивность. Сейчас, когда я буду озвучивать значение этих характеристик, попытайтесь честно внутри себя оценить их развитие по шкале от 1 до 10.
Аттрактивность - стремление педагога привлекать к себе внимание и формировать положительное отношения со стороны учащихся. Оно связано с позитивными чувствами к ним, эмпатией, искренностью, открытостью. Толерантность - умение быть терпимым, без предубеждения относиться к мнениям, взглядам, привычкам других людей. Ассертивность – положительное самовосприятие, уверенность в себе, собственных способностях и возможностях.
Обеспечение фасилитирующих условий даёт возможность всем участникам образовательного процесса чувствовать себя в безопасности – то есть психологически комфортно.
Безопасная школьная среда характеризуется:
1. Свободой от проявлений физического и психологического насилия;
2. Позитивными взаимоотношениями участников образовательного процесса;
3. Преобладанием центрации на интересах и проявлениях своей сущности и сущности других людей;
4. Благоприятными эмоционально-личностными и коммуникативными характеристиками участников образовательного процесса.
От психологической безопасности образовательной среды зависит эффективность педагогического процесса. Интегральными показателями психологической безопасности образовательной среды являются – защищённость личности, референтность, удовлетворённость.
Первый критерий – это защищенность от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательной среды. Если человек – будь то ребёнок или взрослый – не чувствует себя в безопасности в какой-либо группе, то он постепенно отчуждается от неё, она становится для него незначимой, он не признаёт её нормы.
Поэтому второй критерий психологической безопасности образовательной среды – ее референтная значимость, фиксируемая как позитивное отношение к ней.
Угрозой психологической безопасности будет отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия, так как именно в этом процессе содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие.
В исследовании удовлетворённости в нашей школе принимали участие педагоги и учащиеся. Участникам предлагалась анкета. В результате исследования мы выяснили, что и учащиеся, и педагоги нашей школы имеют средний уровень удовлетворённости. Исследование проводилось в 5Б, 6А, 7А, 8А классах. Самый высокий показатель у 6А класса, самый низкий – у 8А. Показатели по отдельным вопросам следующие:
С плохим настроением в школу идут 30% исследуемых детей. Могут обратиться к нашим учителям за помощью 64% опрошенных. Считают, что в школе созданы все условия для развития способностей 62%.
Больше всего педагоги не удовлетворены заработной платой. Так же у некоторых педагогов неудовлетворённость проявляется в сфере отношений с учениками и родителями по учебным вопросам.
Это средний показатель, который говорит о том, что есть к чему стремиться, есть в нашей школьной жизни аспекты, которые нужно совершенствовать.
Конечно, мы понимаем теоретический аспект вопроса психологического климата в школе. К педагогу предъявляется столько требований, что он только и слышит: должен, должен, должен! Так вот с точки зрения психологического благополучия любая личность должна сохранить психологическое здоровье, а с ним и профессиональное долголетие. Конечно, в жизни не избежать стрессовых ситуаций, авралов, передряг, трудностей. Жизнь – наша коллега – превосходный учитель. И нашим домашним заданием является неустанно развивать свою личность: искать стратегии поведения в трудных ситуациях, уметь радоваться, уметь разумно тратить свою энергию, уметь мобилизоваться и расслабиться…. Наша Личность – главный инструмент, при помощи которого мы взаимодействуем с детьми. Развивая свою личность, мы совершенствуем способность к пониманию других людей, позитивному отношению к себе и своей профессии, учимся быть активными Творцами своей жизни. Если мы стремимся к совершенству, искренне и радостно, то и дети, вдохновляясь, будут следовать за нами. Когда творчеством охвачены все участники процесса, когда отношения между учителем и учеником не только профессиональные, но и личностные, когда каждый чувствует себя в безопасности, тогда можно говорить о гармоничных межличностных отношениях в рамках уклада школьной жизни.
Оцените масштабы: каждый из нас, вкладывая в своё развитие, становясь добрее, мудрее, терпимее, спокойнее, радостнее, счастливее вносит вклад в общее дело – улучшение психологических условий нашей школы и всего мира.
Как познавательно и вдохновляюще. Теперь конкретные рецепты надо Кто давно разучился быть личностью, сам не найдёт с чего начать... А ещё нас надо обязать - сказать, что мы это должны сделать.
Харламова Е.В.
Наши контакты
Адрес: 640008, г.Курган, ул.Галкинская, 59А
Телефоны: (3522) 44-31-06, 44-09-66, 44-03-40 E-mail: school45-kurgan@yandex.ru Часы работы: пн–пт: 08:00 – 17:00 Как проехать
Телефоны «горячей линии» по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах. 8 (3522) 25-46-12
8 (3522) 64-02-87
e-mail: gia@hde.kurganobl.ru См. подробнее...