Сдача ЕГЭ – важный этап в жизни выпускника. И от того, как экзамен будет сдан, зависит
во многом дальнейшая судьба ученика.
Сдача ЕГЭ – важный этап в жизни выпускника. И от того, как экзамен будет сдан, зависит во многом дальнейшая судьба ученика. Русский язык, как правило, сдавали все учащиеся, даже когда этот экзамен не был обязательным. Учителю важно подготовить ребят к этому испытанию, поэтому статья направлена в помощь преподавателям при подготовке учащихся к итоговой аттестации, и, если материал, представленный в данной работе, окажется востребованным, авторы будут удовлетворены своей деятельностью. Педагоги, работающие в 11 классе, несомненно, сталкивались с текстами ЕГЭ. Работая с частью В и С теста ЕГЭ, мы знакомимся с текстами чаще всего публицистического стиля. Многие преподаватели приходят к выводу о необходимости введения в дополнительное школьное образование элективного курса по изучению публицистики. Но не в каждой школе это возможно в силу различных обстоятельств. Тест ЕГЭ состоит из трех частей, каждая из которых требует соответствующих знаний, умений и навыков. И если задания части А и В можно научить выполнять (по аналогии, зная учебный материал), то последнее задание теста предназначено для проверки коммуникативной подготовки по русскому языку. Часть С – это небольшое сочинение-рассуждение, которое должно быть написано в публицистическом стиле. Итоговая оценка по предмету в большей степени зависит от того, как выполнено это последнее задание. Как показывают результаты проверки части С, большинство учащихся недостаточно владеют навыками выполнения данного задания. При оценке работы эксперты учитывают: - насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста; -проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; -насколько ясно и убедительно изложена позиция, и если она не совпадает с авторской; -вежливо, корректно ли обоснована точка зрения экзаменуемого; -проявлено ли умение излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации; -хороша ли, богата и выразительна речь, уместно ли использованы ее выразительные средства. При подготовке детей к исследованию исходного текста и формулировке проблемы важно напомнить о различии темы и проблемы текста, указать их взаимосвязь. Тема – то, о чем произведение! Это еще и предмет изображения. Из всего многообразия жизни писатель выбирает и осмысливает определенные события, людей, в них участвующих, их отношения и т.д. Во избежание тавтологии можно предложить ребятам следующий материал. Тема – предмет изображения, повествования может быть: интересная, захватывающая, глубокая, неисчерпаемая, незначительная, важная, широкая, узкая, главная, общая, частная, историческая, бытовая, общечеловеческая. Тема: Произведения Текста Отрывка Эпизода Для писателя О молодости О войне О деревне Текст написан на тему… Тему можно: излагать, развивать, раскрывать, разрабатывать, трактовать, конкретизировать, уточнять, сформулировать, переменить. Проблема (их может быть несколько) – это основной вопрос (или круг вопросов), которые поднял автор. Это то, что волнует автора. Основная проблема – это та, - что стала объектом раздумий автора; - над которой он в основном размышляет; - к которой он неоднократно возвращается; - по которой отчетливо заявлена авторская позиция. Автором проблема может быть: поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, затронута, поднята, сформулирована, исследована, проанализирована. Чтобы вычленить основную проблему, следует в каждом абзаце (по возможности) определить, какие вопросы ставятся и из них выделить одну проблему и далее развивать ее. Для определения основной проблемы текста необходимо выяснить, - какая проблема больше всего волнует автора, вызывает его раздумья, размышления? - вокруг чего строится все повествование; - рассуждениям о чем посвящена большая часть текста? - с каким вопросом связан авторский вывод? - по какой проблеме отчетливо заявлена авторская позиция. Сформулировать проблему исходного текста можно - либо в виде вопроса; - либо в виде четкого и лаконичного предложения: проблема чего поднимается в данном тексте. Одним из упражнений, которое следует предложить учащимся, может быть составление тезисов, открыто выражающих проблему. Обращаем внимание учащихся на начало и финал текста. Чаще всего проблема выражается в нескольких суждениях автора в разных фрагментах отрывка. Иногда проблеме посвящен основной абзац, поэтому стоит потренировать ребят в формулировании проблемы. При оценке работы учитывается, проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте. Не случайно комментарий к сформулированной проблеме оценивается выше, нежели определение основного вопроса текста. Комментарий свидетельствует о степени понимания проблемы, об умении видеть ее аспекты, показывает знание той области, в которой лежит проблема. Следует напомнить учащимся, что комментировать проблему в отрыве от текста нельзя. В помощь учащимся можно предложить план комментария основной проблемы: - К какой категории относится выбранная автором проблема? - Интересна ли она читателю и почему? - Насколько она злободневна? - Что делает ее злободневной? - Типична ли она или нет? - Каково ее место среди актуальных проблем времени? - Традиционна ли проблема или нова? - Если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу? - Если нова, то что стало причиной ее появления? - Как удалось автору привлечь внимание читателя к этой проблеме? (эмоциональность, своеобразие трактовки, яркие языковые средства выразительности и т.д.) - О чем заставляет задуматься эта проблема? - К каким выводам приходит читатель? Для комментария основной проблемы текста можно использовать выражения: - Проблема, которую поднимает автор, актуальна, т.к…. - Эмоциональный пафос статьи, (отрывка, текста) … создается… - Текст привлекает внимание буквально с первых слов… - Желая пробудить в читателях (…), автор говорит, что … - По мнению автора… - Яркий авторский афоризм призывает нас к … Комментируя проблемы, экзаменуемый должен не только правильно понять позицию автора, но и верно сформулировать ее. Учитель обязан научить определять позитивное, негативное, двоякое отношение автора к рассматриваемой проблеме. Экзаменуемые часто затрудняются правильно сформулировать авторскую позицию, поэтому стоит предложить учащимся ответить на вопросы, которые помогут в определении позиции автора: - Как относится автор к данной проблеме? - Какой точки зрения он придерживается? - Что для него является главным? Следует напомнить учащимся, что в исходном тексте авторская позиция может быть изложена: 1. В заглавии текста 2. В первом абзаце текста 3. В основной части, чаще всего в первом или последнем ее абзаце 4. В последнем абзаце или предложении 5. Авторская позиция может проявляться в композиции текста Для формулировки позиции можно предложить учащимся использовать следующие выражения: - Автор глубоко убежден в том, что… - Авторская позиция ярко прослеживается в предложении… - Авторская позиция подчеркивается (оценочной лексикой, синтаксическими конструкциями, обращениями и т.д.) - Автор углубляет наше представление о… - Стремясь максимально убедить нас в… , автор использует… - Автор убеждает читателя в том, что… - Автор не бесстрастный созерцатель: то, о чем он пишет, волнует его душу, он не скрывает свои эмоции… - Автор не проповедует, не поучает, он ведет доверительный разговор с читателем. - Автор текста призывает к … В сочинении должно быть выражено отношение ученика к той проблеме, которая затронута в исходном тексте. Учащийся может согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае он должен привести обоснование своей позиции. Для подкрепления собственной позиции экзаменуемый должен привести не менее двух аргументов. Учащийся должен знать, что цель аргументации – убеждение. Отношение к проблеме может быть выражено в форме тезиса, подкрепленного доводами. Обращаясь к методическому письму «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании русского языка в средней школе», можно говорить о типах аргументов: I. Логические (рациональные) аргументы 1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания) 2. Выводы науки 3. Статистика. 4. Законы природы 5. Положения юридических законов, официальных документов. 6. Данные экспериментов и экспертиз 7. Свидетельства очевидцев II. Иллюстрированные аргументы – примеры 1. Конкретные примеры: А) пример-сообщение (берутся из жизни; рассказывается о действительно имевшем место случае); Б) литературный пример (пример-текст из художественного произведения) 2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло бы быть при определенных и условиях). 3. Ссылка на авторитет: - мнение известного уважаемого человека (философа, ученого, общественного деятеля); - цитата из авторитетного источника; - мнение специалиста-эксперта; - обращение к опыту и здравому смыслу читателей; - мнение очевидцев; - общественное мнение. Собственную позицию и аргументацию можно ввести с помощью выражений: - Безусловно, нельзя не признать правоту автора… - нельзя не согласиться с автором в том, что… - Текст (статья) произвела сильное впечатление. Начинаешь по-новому переосмысливать происходящее вокруг тебя… - Мало кого оставит равнодушным этот короткий текст; - Прочитав текст, начинаешь понимать, что решение этих вопросов зависит от личного выбора каждого человека; - Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т.д.) - Подтверждением сказанному может служить следующий аргумент… - Вспомним о… - Стоит обратиться… - Свидетельством этого служит такой случай (пример, эпизод произведения…) - Приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы… - Докажем важность поставленной проблемы с помощью… - Убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить… - В этом легко убедиться, обратившись к … Будет уместным сказать, что наиболее часто употребляемые тексты принадлежат следующим авторам: С.Соловейчику, К.Паустовскому, Н.В.Гоголю, В.Астафьеву, Ф. Искандеру, Д. Гранину, С.Маршаку, В.Солоухину, Е.Б. Тагер, Я.Голованову, С.Львову, А.Васинскому, Н.Крыщуку, Д.С.Лихачову, Ю.Бондареву, Г.Богарову. Опираясь на выше сказанные доводы, можно на консультациях дать краткие сведения об упомянутых авторах и их творчестве, что может пригодиться при композиционном оформлении текста. Хочется надеяться, что данная информация поможет учащимся в написании сочинения- рассуждения. Сообщение имеет прикреплённый файл доступный только для целевой аудитории. Зарегистрируйтесь или войдите под своим логином
Телефоны «горячей линии» по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах. 8 (3522) 25-46-12
8 (3522) 64-02-87
e-mail: gia@hde.kurganobl.ru См. подробнее...