Четверг
2024.05.16
06:07:14
Приветствую Вас Гость
RSS
 
  МБОУ г. Кургана Средняя общеобразовательная школа № 45 Официальный сайт  
  Главная » Учительская » Мобильная версия | Регистрация | Вход  
Категории раздела
Статьи [2]
Статьи написанные Головиной Л.Н.
Портфолио [0]
Методическая копилка [0]
К уроку [0]
Родителям [0]

Наш опрос
Что заставляет вас учиться?
Всего ответов: 202

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Главная » Учительская » Головина Л.Н. » Статьи

Опыт составления рабочей программы регионального компонента по литературе
2017.04.05, 21:43:28
Статья опубликована в научно-практическом журнале Главного управления образования Курганской области Педагогическое Зауралье №1 2014 г.

Литература, преображая действительность, воссоздает ее как новую, художественную, основывающуюся на собственных законах. Постижение этих законов и есть важное условие понимания литературных произведений.

Литература родного края заставляет задуматься юного читателя над коренными вопросами бытия. Она каждый раз по-новому ставит эти вопросы, убеждает в непреложности вечных ценностей. В современных условиях, когда воспитание осуществляется школой только в процессе обучения, особый вес приобретает нравственное содержание художественной литературы, а значит, и данного курса.

Культурологический аспект определяется содержащимися в художе-ственных произведениях историческими и географическими сведениями, не менее точными, конкретными и ощутимыми, нежели в курсах истории и гео-графии. Люди разных эпох и культур приходят к современному читателю, заставляют жить их чувствами и мыслями, заботами и тревогами, вызывают любовь или ненависть. Литература родного края расширяет представление о жизни предков и современников, включает читателя в широкое историческое пространство, делает гражданином своего Отечества, гражданином мира, историческим человеком.

Литературу родного края необходимо изучать неотрывно от литературы классической, что позволит ученикам не только увидеть мастерство зауральских писателей и поэтов, но и прочувствовать авторскую позицию по проблемам, поставленным в произведениях, а также заметить многообразие тематики, удивиться красоте родной природы.

Читательские умения формируются на всем протяжении школьного курса литературы, поэтому в основу изучения литературы родного края следует положить постоянное их развитие, а программу целиком следует обратить к ученику, к совершенствованию его личности, его нравственных качеств. Поэтому составление данной программы вызвано стремлением помочь ученикам лучше узнать творчество писателей-земляков, сориентироваться в литературно-художественном богатстве, которое создается непосредственно в их родном крае и нередко на материале самой жизни, творцами и героями которой они являются.

Приступая к изучению произведений, следует выяснить наиболее характерные черты миропонимания художника, его писательской манеры. Поэтому постоянно рассматриваются вопросы об особенностях творчества каждого писателя. В центре внимания с самого начала обучения оказываются понятия: автор, действительность, художественный текст и читатель.

Работу следует начинать с 5 класса. Учащиеся охотно собирают загадки, считалки, сказки. Они с увлечением обнаруживают, что с детства обладают огромным запасом знаний местного фольклора.

Интересными получаются уроки по творчеству Л.И. Куликова, М.С. Керченко. Произведения Л.И. Куликова многие дети считали народными, поэтому с особым интересом разбирают знакомые с детства строчки. Названия сказок Куликова и имена их героев можно зашифровать в кроссворд. Ребята сами увлеченно составляют ребусы и загадки, а также решают те, которые предлагает учитель.

Произведения М.С. Керченко довольно объемны, поэтому при их изучении можно поделить класс на группы, каждая из которых работает с определенным рассказом. Соревнования, а также игровая форма работы дают оптимальный результат. Дети слышат знакомые названия мест, и это способствует не только контекстуальному изучению произведений, но и активизации аналитической работы учащихся.

В 6 классе особое внимание уделяется изучению творчества В.Ф. Пота-нина. Для изучения предлагаются два рассказа: «Когда прошли дожди» и «Приезд к матери». Разговор о людях, влюбленных в свою землю, помнящих свои корни, можно продолжить прочтением рассказов «Легкая» и «Русская печка», отмечая общность тематики этих произведений, их идейного смысла.

Решением методического совета школы произведения В.К. Кюхельбекера (6 класс), А. Розена и Н.И. Лорера (9 класс) перенесены в программу 8 класса, когда наиболее удачно можно провести параллели между историей и литературой, изучая движение декабристов. Разнообразные по форме проведения уроки по этой тематике вызывают неподдельный интерес у учащихся, гордость за причастность к истории родного края, к истории государства.

В содержание программы вошло творчество зауральских писателей: В.Ф. Потанина, А. Сурина, В.Н. Ступиной, Е. Прокопьева, Л. Тумановой, С.А. Васильева, А.М. Виноградова, Г.П. Устюжанина, А.К. Югова и многих других, в произведениях которых наиболее ярко представлены проблемы общества и человека.

Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную деятельность ученика и учителя, работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.

Предлагаемый курс представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий.

Новизна программы заключается в увеличении количества изучаемых авторов и произведений: Н. Покидышев. Лирика. «Прощальный венок», «Скрипка Чукая»; Е. Прокопьев. «Медаль для Ю-юньки»; М. Керченко «Чудак». Лирика; Л. Семерикова «Варвара Петровна». Возросло количество изучаемых произведений В.Ф. Потанина в связи с разноплановостью творчества писателя.

Программа содержит ряд тематических разделов, каждый из которых посвящен нескольким произведениям, изучаемым текстуально.

Особенностью текстов, включенных в программу, является то, что по своей жанровой природе это, как правило, рассказы, повести и стихи. Такие произведения удобны для текстуального анализа и позволяют сосредоточиться не только на осмыслении содержания, но и на выявлении художественного своеобразия текста.

Важность изучения творчества поэтов и писателей-земляков состоит в том, что позволяет школьникам увидеть, насколько богата наша земля талантами.

Изучение литературы родного края дает возможность прикоснуться к искусству. В нашей школе прошли встречи с поэтами и писателями Зауралья. Наиболее запомнилась встреча с Анатолием Суриным, который рассказывал о своем детстве, читал стихи, отвечал на вопросы детей, а также встреча с В.Ф. Потаниным, рассказы которого уже были прочитаны на уроках. Результатом такого общения стали лирические вечера, а стихи А. Сурина были прочитаны ребятами со сцены Дворца детского (юношеского) творчества.

Ценной находкой стоит считать рассказ Е. Прокопьева «Медаль для Ю-Юньки», основной целью которого является воспитание доброго отношения к одиноким людям-калекам. Рассказ дал возможность пристальнее всмотреться в лица стариков, уважительнее относиться к их старости. Учащиеся провели работу по сбору данных об авторе произведения. Интерес вызвал и сам герой рассказа, который через 40 лет после войны получает свою награду. Ребята пытались установить имя главного героя.

В 10 классе после изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» рас-сматривается тема «отцов и детей» в творчестве зауральских писателей по-следнего десятилетия.
В качестве примера составления программы по литературе Зауралья предлагаем фрагмент тематического планирования:

Литературное произведение Часы Теория литературы Дополнительная литература Литературное творчество
Введение. Развитие литературы За­уралья 2 Традиции лите­ратуры, многожанровость
Блок № 1 «На изломе истории»
А.К. Югов «Страш­ный суд».Трагическая кар­тина революцион­ных событий 3 Национальная культура, главные и второстепенные герои, ключевой образ Богомолов «Строки, опаленные Октяб­рем». А.К. Югов «Судьбы русского слова» Сопоставление персонажей: боль­шевика Кедрова и промышленника Шатрова
В.И. Еловских «Спецпереселенцы» 3 Региональная речь. Социали­стический реа­лизм, прототип, повесть М.А. Шолохов «Ти­хий дон». «Донские рассказы» Написание очерка или рассказа о судьбе человека, испытавшего на себе бремя «раску­лачивания»
Блок № 2 «Остаться человеком в пламени войны»
С. Васильев. Ли­рика. Поэма «До­стоинство» 2 Героика, образ П.Т. Топер «Ради жизни на земле»
Н. Покидышев. Ли­рика. «Прощальный венок», «Скрипка Чукая» 2 Поэма, малые жанры, повество­вание от третьего лица Б. Екимов «Ночь ис­целения» Эссе «Простите нас!»
Е. Прокопьев. «Ме­даль для Ю-юньки» 2 Художественная деталь Платонов «Юшка» Рецензия на рас­сказ
Г.П. Устюжанин«Жестокий ветер афганец» 2 Публицистичность повести, стилистические особенности, по­весть С. Дышев «Да воз­дастся», О. Ермаков «Последний рассказ о войне», «Сапогами не вытоптать душу» Сочинение-отзыв по повести «Же­стокий ветер афга­нец»
А. Каныкин «Мы ранены Афганиста­ном», В. Верстаков. «Нас в Герах не найдет», Г. Артамонов «По­следняя граната» 2 Лирический ге­рой, аллитерация, художественный образ, социаль­ная окраска речи.Сюжетность ли­рики М. Сормачев. Лирика Литературный монтаж стихов во­инов-афганцев «О, подвиг, полет бессмертный»
В. Носов «Любите нас, пока мы живы» 2 Очерк, заметка, военная проза В. Маканин «Кавказ­ский пленный», А. Проханов «Чечен­ский блюз» Презентация книг
Печатное издание: Головина Л.Н. н/п журнал Педагогическое Зауралье №1 2014 г.
Переходов: 0 | Добавил: Головина_ЛН | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы:
Перейти в раздел: Статьи
Всего комментариев: 0
avatar
Головина Л.Н.
Фото Головина Л.Н.

Наши контакты
Адрес: 640008, г.Курган, ул.Галкинская, 59А
Телефоны: (3522) 44-31-06, 44-09-66, 44-03-40
E-mail:
school45-kurgan@yandex.ru
Часы работы:
пн–пт: 08:00 – 17:00
Как проехать

ГИА-2021
ГИА
ГИА ЕГЭ ГВЭ


telefon-g-l
Телефоны «горячей линии»
по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах.
8 (3522) 25-46-12
8 (3522) 64-02-87
e-mail:
gia@hde.kurganobl.ru

См. подробнее...

ИО ресурсы

Детям и родителям

Горячая линия
Телефон «горячей линии» по противодействию коррупции: 42-65-51 Телефон «горячей линии» по незаконным сборам образовательных организаций: 64-02-81

Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ Сухменская СОШ
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Год экологии Сайт Администрации г. Кургана вверх