Четверг
2024.05.16
06:34:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
  МБОУ г. Кургана Средняя общеобразовательная школа № 45 Официальный сайт  
  Главная » Учительская » Мобильная версия | Регистрация | Вход  
Категории раздела
Статьи [2]
Статьи написанные Головиной Л.Н.
Портфолио [0]
Методическая копилка [0]
К уроку [0]
Родителям [0]

Наш опрос
4. Какие из предложенных тем Вы считаете наиболее актуальными (можете выбрать несколько тем)?
Всего ответов: 85

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Главная » Учительская » Головина Л.Н. » Статьи

Часть «С»? Легко!
Изображение: Часть «С»? Легко! | 2015.08.29, 18:57:49
Сдача ЕГЭ – важный этап в жизни выпускника. И от того, как экзамен будет сдан, зависит во многом дальнейшая судьба ученика.
Сдача ЕГЭ – важный этап в жизни выпускника. И от того, как экзамен будет сдан, зависит
во многом дальнейшая судьба ученика.
Русский язык, как правило, сдавали все учащиеся, даже когда этот экзамен не был
обязательным. Учителю важно подготовить ребят к этому испытанию, поэтому статья
направлена в помощь преподавателям при подготовке учащихся к итоговой аттестации, и, если
материал, представленный в данной работе, окажется востребованным, авторы будут
удовлетворены своей деятельностью.
Педагоги, работающие в 11 классе, несомненно, сталкивались с текстами ЕГЭ. Работая с
частью В и С теста ЕГЭ, мы знакомимся с текстами чаще всего публицистического стиля.
Многие преподаватели приходят к выводу о необходимости введения в дополнительное
школьное образование элективного курса по изучению публицистики. Но не в каждой школе это
возможно в силу различных обстоятельств.
Тест ЕГЭ состоит из трех частей, каждая из которых требует соответствующих знаний,
умений и навыков. И если задания части А и В можно научить выполнять (по аналогии, зная
учебный материал), то последнее задание теста предназначено для проверки коммуникативной
подготовки по русскому языку. Часть С – это небольшое сочинение-рассуждение, которое
должно быть написано в публицистическом стиле. Итоговая оценка по предмету в большей
степени зависит от того, как выполнено это последнее задание.
Как показывают результаты проверки части С, большинство учащихся недостаточно
владеют навыками выполнения данного задания.
При оценке работы эксперты учитывают:
- насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста;
-проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте;
-насколько ясно и убедительно изложена позиция, и если она не совпадает с авторской;
-вежливо, корректно ли обоснована точка зрения экзаменуемого;
-проявлено ли умение излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного
языка и правил орфографии и пунктуации;
-хороша ли, богата и выразительна речь, уместно ли использованы ее выразительные
средства.
При подготовке детей к исследованию исходного текста и формулировке проблемы важно
напомнить о различии темы и проблемы текста, указать их взаимосвязь.
Тема – то, о чем произведение! Это еще и предмет изображения. Из всего многообразия
жизни писатель выбирает и осмысливает определенные события, людей, в них участвующих, их
отношения и т.д. Во избежание тавтологии можно предложить ребятам следующий материал.
Тема – предмет изображения, повествования может быть: интересная, захватывающая,
глубокая, неисчерпаемая, незначительная, важная, широкая, узкая, главная, общая, частная,
историческая, бытовая, общечеловеческая.
Тема:
Произведения
Текста
Отрывка
Эпизода
Для писателя
О молодости
О войне
О деревне
Текст написан на тему…
Тему можно: излагать, развивать, раскрывать, разрабатывать, трактовать,
конкретизировать, уточнять, сформулировать, переменить.
Проблема (их может быть несколько) – это основной вопрос (или круг вопросов), которые
поднял автор. Это то, что волнует автора.
Основная проблема – это та,
- что стала объектом раздумий автора;
- над которой он в основном размышляет;
- к которой он неоднократно возвращается;
- по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
Автором проблема может быть: поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, затронута,
поднята, сформулирована, исследована, проанализирована.
Чтобы вычленить основную проблему, следует в каждом абзаце (по возможности)
определить, какие вопросы ставятся и из них выделить одну проблему и далее развивать ее.
Для определения основной проблемы текста необходимо выяснить,
- какая проблема больше всего волнует автора, вызывает его раздумья, размышления?
- вокруг чего строится все повествование;
- рассуждениям о чем посвящена большая часть текста?
- с каким вопросом связан авторский вывод?
- по какой проблеме отчетливо заявлена авторская позиция.
Сформулировать проблему исходного текста можно
- либо в виде вопроса;
- либо в виде четкого и лаконичного предложения: проблема чего поднимается в
данном тексте.
Одним из упражнений, которое следует предложить учащимся, может быть составление тезисов,
открыто выражающих проблему.
Обращаем внимание учащихся на начало и финал текста. Чаще всего проблема
выражается в нескольких суждениях автора в разных фрагментах отрывка. Иногда проблеме
посвящен основной абзац, поэтому стоит потренировать ребят в формулировании проблемы.
При оценке работы учитывается, проявлена ли способность зрело судить о проблемах,
затронутых в тексте. Не случайно комментарий к сформулированной проблеме оценивается
выше, нежели определение основного вопроса текста.
Комментарий свидетельствует о степени понимания проблемы, об умении видеть ее
аспекты, показывает знание той области, в которой лежит проблема. Следует напомнить
учащимся, что комментировать проблему в отрыве от текста нельзя.
В помощь учащимся можно предложить план комментария основной проблемы:
- К какой категории относится выбранная автором проблема?
- Интересна ли она читателю и почему?
- Насколько она злободневна?
- Что делает ее злободневной?
- Типична ли она или нет?
- Каково ее место среди актуальных проблем времени?
- Традиционна ли проблема или нова?
- Если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу?
- Если нова, то что стало причиной ее появления?
- Как удалось автору привлечь внимание читателя к этой проблеме? (эмоциональность,
своеобразие трактовки, яркие языковые средства выразительности и т.д.)
- О чем заставляет задуматься эта проблема?
- К каким выводам приходит читатель?
Для комментария основной проблемы текста можно использовать выражения:
- Проблема, которую поднимает автор, актуальна, т.к….
- Эмоциональный пафос статьи, (отрывка, текста) … создается…
- Текст привлекает внимание буквально с первых слов…
- Желая пробудить в читателях (…), автор говорит, что …
- По мнению автора…
- Яркий авторский афоризм призывает нас к …
Комментируя проблемы, экзаменуемый должен не только правильно понять позицию
автора, но и верно сформулировать ее. Учитель обязан научить определять позитивное,
негативное, двоякое отношение автора к рассматриваемой проблеме.
Экзаменуемые часто затрудняются правильно сформулировать авторскую позицию, поэтому
стоит предложить учащимся ответить на вопросы, которые помогут в определении позиции
автора:
- Как относится автор к данной проблеме?
- Какой точки зрения он придерживается?
- Что для него является главным?
Следует напомнить учащимся, что в исходном тексте авторская позиция может быть изложена:
1. В заглавии текста
2. В первом абзаце текста
3. В основной части, чаще всего в первом или последнем ее абзаце
4. В последнем абзаце или предложении
5. Авторская позиция может проявляться в композиции текста
Для формулировки позиции можно предложить учащимся использовать следующие выражения:
- Автор глубоко убежден в том, что…
- Авторская позиция ярко прослеживается в предложении…
- Авторская позиция подчеркивается (оценочной лексикой, синтаксическими конструкциями,
обращениями и т.д.)
- Автор углубляет наше представление о…
- Стремясь максимально убедить нас в… , автор использует…
- Автор убеждает читателя в том, что…
- Автор не бесстрастный созерцатель: то, о чем он пишет, волнует его душу, он не скрывает
свои эмоции…
- Автор не проповедует, не поучает, он ведет доверительный разговор с читателем.
- Автор текста призывает к …
В сочинении должно быть выражено отношение ученика к той проблеме, которая
затронута в исходном тексте. Учащийся может согласиться или не согласиться с мнением автора,
но в любом случае он должен привести обоснование своей позиции.
Для подкрепления собственной позиции экзаменуемый должен привести не менее двух
аргументов. Учащийся должен знать, что цель аргументации – убеждение. Отношение к
проблеме может быть выражено в форме тезиса, подкрепленного доводами.
Обращаясь к методическому письму «Об использовании результатов единого
государственного экзамена 2007 года в преподавании русского языка в средней школе», можно
говорить о типах аргументов:
I. Логические (рациональные) аргументы
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания)
2. Выводы науки
3. Статистика.
4. Законы природы
5. Положения юридических законов, официальных документов.
6. Данные экспериментов и экспертиз
7. Свидетельства очевидцев
II. Иллюстрированные аргументы – примеры
1. Конкретные примеры:
А) пример-сообщение (берутся из жизни; рассказывается о действительно имевшем место
случае);
Б) литературный пример (пример-текст из художественного произведения)
2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло бы быть при определенных
и условиях).
3. Ссылка на авторитет:
- мнение известного уважаемого человека (философа, ученого, общественного деятеля);
- цитата из авторитетного источника;
- мнение специалиста-эксперта;
- обращение к опыту и здравому смыслу читателей;
- мнение очевидцев;
- общественное мнение.
Собственную позицию и аргументацию можно ввести с помощью выражений:
- Безусловно, нельзя не признать правоту автора…
- нельзя не согласиться с автором в том, что…
- Текст (статья) произвела сильное впечатление. Начинаешь по-новому переосмысливать
происходящее вокруг тебя…
- Мало кого оставит равнодушным этот короткий текст;
- Прочитав текст, начинаешь понимать, что решение этих вопросов зависит от личного
выбора каждого человека;
- Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т.д.)
- Подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…
- Вспомним о…
- Стоит обратиться…
- Свидетельством этого служит такой случай (пример, эпизод произведения…)
- Приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы…
- Докажем важность поставленной проблемы с помощью…
- Убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить…
- В этом легко убедиться, обратившись к …
Будет уместным сказать, что наиболее часто употребляемые тексты принадлежат
следующим авторам: С.Соловейчику, К.Паустовскому, Н.В.Гоголю, В.Астафьеву, Ф. Искандеру,
Д. Гранину, С.Маршаку, В.Солоухину, Е.Б. Тагер, Я.Голованову, С.Львову, А.Васинскому,
Н.Крыщуку, Д.С.Лихачову, Ю.Бондареву, Г.Богарову.
Опираясь на выше сказанные доводы, можно на консультациях дать краткие сведения об
упомянутых авторах и их творчестве, что может пригодиться при композиционном оформлении
текста. Хочется надеяться, что данная информация поможет учащимся в написании сочинения-
рассуждения.

Сообщение имеет прикреплённый файл доступный только для целевой аудитории.
Зарегистрируйтесь или войдите под своим логином
Автор: Головина Л.Н
Переходов: 1 | Добавил: Головина_ЛН | Рейтинг: 5.0/1
Похожие материалы:
Перейти в раздел: Статьи
Всего комментариев: 0
avatar
Головина Л.Н.
Фото Головина Л.Н.

Наши контакты
Адрес: 640008, г.Курган, ул.Галкинская, 59А
Телефоны: (3522) 44-31-06, 44-09-66, 44-03-40
E-mail:
school45-kurgan@yandex.ru
Часы работы:
пн–пт: 08:00 – 17:00
Как проехать

ГИА-2021
ГИА
ГИА ЕГЭ ГВЭ


telefon-g-l
Телефоны «горячей линии»
по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах.
8 (3522) 25-46-12
8 (3522) 64-02-87
e-mail:
gia@hde.kurganobl.ru

См. подробнее...

ИО ресурсы

Детям и родителям

Горячая линия
Телефон «горячей линии» по противодействию коррупции: 42-65-51 Телефон «горячей линии» по незаконным сборам образовательных организаций: 64-02-81

Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ Сухменская СОШ
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Год экологии Сайт Администрации г. Кургана вверх